Владимир Бочаров: «В бурятской «Травиате» мы предвосхитили карантин»
Закрытая сдача оперы состоялась на прошлой неделе
В прошедшие выходные - 2, 3 и 4 октября - на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета прошла закрытая сдача оперы Джузеппе Верди «Травиата».
В постановке Владимира Бочарова задействованы три состава исполнителей. Главную партию Виолетты Валери исполнили Батчимэг Самбуу, народная артистка Бурятии Билигма Ринчинова и Дина Санданова. Партию Альфреда — солисты Чингис Иванов и Соел Батуев. Партию Жермона — Александр Хандажапов и народный артист Бурятии Мунхзул Намхайн. Дирижер-постановщик оперы — Виталий Шевелев.
Запланированная на март 2020 года, премьера оперы «Травиата» состоится в новом сезоне, и мы с нетерпением ждём возможности показать спектакль своему зрителю.
Режиссёр Владимир Бочаров зарекомендовал себя одним из самых оригинальных молодых постановщиков страны, недаром его опера «Франциск» в рамках проекта «Опергруппа» была отмечена специальным призом самой статусной театральной премии страны «Золотая маска».
Естественно, речи о классической подаче знаменитой оперы Верди не идёт, и сюжет романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», по мотивам которого Франческо Мария Пьяве в середине XIX века создал либретто «Травиаты», переносится в современные реалии. Между прочим, рискованное мероприятие, ведь отклик на остросоциальную тематику произведения о «заблудшей» бывает самый разный: вплоть до увольнения режиссёра, когда в современной трактовке увидели намёки на конкретные проблемы в реальной жизни.
- Не в курсе таких «страшилок», - рассказывает Владимир Бочаров. – Но для театра здорово, если спектакль не просто прошёл, а взбаламутил общественность. К полярным откликам необходимо стремиться. И в опере «Травиата» действительно есть политическое содержание и критическая мысль. Само произведение Александра Дюма содержит в себе критическую идею, и в либретто Франческо Мария Пьяве перенесли все те посылы, связанные с критикой социального устройства общества в XIX веке.
- Как обозначенная проблематика влияет на вашу постановку?
- У нас достаточно критическая позиция. Причем не только в общем замысле, но и в форме реализации. Жалею, что не смогли дать премьеру в запланированные сроки до начала карантина, ведь, по сути, мы в чем-то предсказали такой поворот в жизни человечества. Зритель увидит, что наш акцент был сделан на дистанцию между людьми, и в итоге сейчас человечество пришло к такому уже вынужденно.
- А вы какую дистанцию имели ввиду?
- Это касается главной героини и её судьбы. Когда зритель увидит постановку, её развитие, через какие лейтмотивы она проходит, то поймает ощущение предчувствия карантина, только не искусственного, а естественного.
- Английский режиссёр Роберт Уилсон назвал свою постановку «Травиаты» для Пермского театра оперы и балета «Русской Травиатой». Вашу трактовку можно считать «бурятской»?
- Безусловно. Для нас это был важный момент. И во многом и идея, и художественное оформление продиктованы деколониальной позицией. Мы стремились к ней обратиться и к ней прийти. Попытаться вскрыть эту историю не глазами приехавшего из Москвы режиссёра со своей командой, который сейчас вам все покажет и расскажет, а изначально пройти историю вместе с солистами, артистами хора и балета, чтобы каждый мог расшифровать её, прежде всего, для себя. А потом делиться пониманием со зрителем.
- Вы упомянули, что во многом предвосхитили ограничение социальной дистанции, а как карантин сказался на вашей постановке?
- Конечно, постановка пострадала, как и любая другая, и мы, готовясь к сдаче, проделали много работы. Ведь и ментально, и физически, когда полгода проводишь дома, что-то упускается, но в то же время появляется возможность подумать над новыми формами коммуникациями со зрителем. В целом, для репертуарного театра карантин может быть рассмотрен с двух сторон. Либо полная стагнация, кризис и упадок, либо шанс закрыться, прокачаться, открыть для себя что-то новое – преобразиться.
В прошедшие выходные - 2, 3 и 4 октября - на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета прошла закрытая сдача оперы Джузеппе Верди «Травиата».
В постановке Владимира Бочарова задействованы три состава исполнителей. Главную партию Виолетты Валери исполнили Батчимэг Самбуу, народная артистка Бурятии Билигма Ринчинова и Дина Санданова. Партию Альфреда — солисты Чингис Иванов и Соел Батуев. Партию Жермона — Александр Хандажапов и народный артист Бурятии Мунхзул Намхайн. Дирижер-постановщик оперы — Виталий Шевелев.
Запланированная на март 2020 года, премьера оперы «Травиата» состоится в новом сезоне, и мы с нетерпением ждём возможности показать спектакль своему зрителю.
Режиссёр Владимир Бочаров зарекомендовал себя одним из самых оригинальных молодых постановщиков страны, недаром его опера «Франциск» в рамках проекта «Опергруппа» была отмечена специальным призом самой статусной театральной премии страны «Золотая маска».
Естественно, речи о классической подаче знаменитой оперы Верди не идёт, и сюжет романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», по мотивам которого Франческо Мария Пьяве в середине XIX века создал либретто «Травиаты», переносится в современные реалии. Между прочим, рискованное мероприятие, ведь отклик на остросоциальную тематику произведения о «заблудшей» бывает самый разный: вплоть до увольнения режиссёра, когда в современной трактовке увидели намёки на конкретные проблемы в реальной жизни.
- Не в курсе таких «страшилок», - рассказывает Владимир Бочаров. – Но для театра здорово, если спектакль не просто прошёл, а взбаламутил общественность. К полярным откликам необходимо стремиться. И в опере «Травиата» действительно есть политическое содержание и критическая мысль. Само произведение Александра Дюма содержит в себе критическую идею, и в либретто Франческо Мария Пьяве перенесли все те посылы, связанные с критикой социального устройства общества в XIX веке.
- Как обозначенная проблематика влияет на вашу постановку?
- У нас достаточно критическая позиция. Причем не только в общем замысле, но и в форме реализации. Жалею, что не смогли дать премьеру в запланированные сроки до начала карантина, ведь, по сути, мы в чем-то предсказали такой поворот в жизни человечества. Зритель увидит, что наш акцент был сделан на дистанцию между людьми, и в итоге сейчас человечество пришло к такому уже вынужденно.
- А вы какую дистанцию имели ввиду?
- Это касается главной героини и её судьбы. Когда зритель увидит постановку, её развитие, через какие лейтмотивы она проходит, то поймает ощущение предчувствия карантина, только не искусственного, а естественного.
- Английский режиссёр Роберт Уилсон назвал свою постановку «Травиаты» для Пермского театра оперы и балета «Русской Травиатой». Вашу трактовку можно считать «бурятской»?
- Безусловно. Для нас это был важный момент. И во многом и идея, и художественное оформление продиктованы деколониальной позицией. Мы стремились к ней обратиться и к ней прийти. Попытаться вскрыть эту историю не глазами приехавшего из Москвы режиссёра со своей командой, который сейчас вам все покажет и расскажет, а изначально пройти историю вместе с солистами, артистами хора и балета, чтобы каждый мог расшифровать её, прежде всего, для себя. А потом делиться пониманием со зрителем.
- Вы упомянули, что во многом предвосхитили ограничение социальной дистанции, а как карантин сказался на вашей постановке?
- Конечно, постановка пострадала, как и любая другая, и мы, готовясь к сдаче, проделали много работы. Ведь и ментально, и физически, когда полгода проводишь дома, что-то упускается, но в то же время появляется возможность подумать над новыми формами коммуникациями со зрителем. В целом, для репертуарного театра карантин может быть рассмотрен с двух сторон. Либо полная стагнация, кризис и упадок, либо шанс закрыться, прокачаться, открыть для себя что-то новое – преобразиться.
Пресс-служба БГАТОиБ и ИА «Байкал-Daily» специально для совместного проекта «Милан-Удэ Daily»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.