Алдар Дамдинов: Министерство образования не собирается ликвидировать все малокомплектные школы

Алдар Дамдинов: Министерство образования не собирается ликвидировать все малокомплектные школы
Общество,  26.11.2009 12:00.

Министр образования Алдар Дамдинов в интервью "Байкал-Daily" говорит о малокомплектных школах в Бурятии и считает, что закрытие будет происходить только при одобрении местной администрации и жителей населенного пункта

На блоге президента Бурятии прозвучал ряд вопросов, касающихся системы образования республики. В частности, речь зашла о малокомплектных школах Бурятии. Как сообщил автор комментария, в одном из районов Бурятии (к сожалению, в комментарии не отмечено, где именно) идет закрытие школ такого типа. «Если так пойдет дальше, - восклицает автор, - то скоро в Бурятии не останется ни одной сельской школы!». Этот вопрос «Байкал-Daily» адресовала министру образования республики Алдару Дамдинову

- Проблема малокомплектных школ, - начал разговор Алдар Дамдинов, - действительно существует. С одной стороны, содержание таких школ обходится бюджету в копеечку – тут и оплата преподавателям, и содержание технического персонала, и плата за коммунальные услуги. Так, в ходе визитов по районам мы, работники министерства, сталкивались с ситуациями, когда в селе существует довольно большая школа, которую приходится отапливать и содержать, а учатся в ней считанные единицы школьников. То есть, вы понимаете, какие деньги теряет районный бюджет. Поэтому, в свете оптимизации, такие школы, конечно, лучше ликвидировать, а учащихся перевести в соседние образовательные учреждения. В ходе такого «уплотнения», мы вместо нескольких школ можем получить одно образовательное учреждение с нормальной нагрузкой, содержать которое району вполне по силам. Вызывает порой нарекание и качество обучения в малокомплектных школах. Не секрет, что в некоторых из них оно реально «хромает». Перевод же учащихся в школу с более сильным педагогическим коллективом может решить этот вопрос.
Однако у проблемы малокомплектных школ есть и вторая очень важная сторона. Министерство понимает, что в некоторых, особенно отдаленных районах, школа является местным «градообразующим предприятием». В школе работают учителя, технички, истопники. Иных способов заработка в таком селе у них просто-напросто нет. Закрытие учреждения, пусть даже маленького, но зато единственного, может тут же отрицательно сказаться на общем социальном положении села.

- Ситуация сложная. И каков же выход?

- Я хочу сразу расставить все точки над «i»: минобраз никоим образом не собирается заниматься ликвидацией всех малокомплектных школ. Но и мириться с минусами таких образовательных учреждений мы не собираемся. Но, понимая всю щекотливость вопроса, министерство образования подходит к решению вопроса очень осторожно, продумывая каждый шаг. В ряде районов малокомплектные действительно были ликвидированы. Но такому шагу предшествовали длительные консультации с местными сельсоветами, мы выслушали мнения местных жителей, приводили свои доводы. В итоге, решение о закрытии школы принималось на общем сельском сходе. Тщательно прорабатывался вопрос и том, как дети будут посещать новое учебное заведение, на каком транспорте будут ездить, учитывалось расстояние от села до школы – оно должно составлять не более 15-20 км. Поэтому говорить о том, что минообраз единолично закрыл школу каким-то своим приказом, в корне неверно.
Отмечу, что была закрыта одна малокомплектная школа и в столице Бурятии. Но здесь ситуация была иной – рядом с этим учебным заведением открылось новое, и дети были переведены туда.

- А что случилось с преподавателями таких закрытых школ?

- Еще раз отмечу, что перед закрытием учреждения, министерство продумывает все детали. Учителям из школ, попавшим под «сокращение», была предложена новая работа.

- Вы говорили о тех селах, где население поддержало закрытие школ. Значит, есть и такие, где оно выступило против…

- «Выступили против» – это несколько неправильное выражение. Просто по ряду районов было принято решение о том, что школы имеют право на работу. Там закрытие учреждения могло привести к резко отрицательному результату – вплоть до ликвидации самого села. Поэтому такие школы были оставлены – даже в некоторый ущерб бюджету.

- Однако вы отмечали и другие минусы «малокомплекток». Например, говорили о качестве обучения.

- Министерство решает и этот вопрос. В настоящее время ведомство разрабатывает проект дистанционного обучения, который в будущем году будет запущен в Закаменском районе. Суть новшества в том, что опытный преподаватель будет обучать детей посредством «WEB-связи». Интернет есть сейчас практически в каждой школе, поэтому технических проблем, я думаю, не возникнет. К тому же, мы вводим в закаменских школах должность «тьютра». Это своеобразные помощники преподавателя, работающие непосредственно в отдаленной школе. В их обязанность входит обработка дистанционного задания учителя и помощь детям на месте.

- Какие еще проекты разрабатывает министерство?

- Второй проект, который уже отлично зарекомендовал себя в еравнинских малокомплектных школах, заключается в разновозрастном обучении. Если коротко, то идея заключается в том, что учитель ведет один и тот же предмет сразу с несколькими классами, обучающимися в одном помещении. Просто младшие ребята получают задание попроще, старшие – посложнее. Эти два проекта, как мы надеемся, позволят сохранить малокомплектные школы в селах, где их ликвидация нецелесообразна.

- Подведем итог…

- Лично мое мнение по вопросу о малокомплектных школах такое: образовательные учреждения, являющиеся в отдаленных селах градообразующими предприятиями и культурными центрами, имеют право на существование. Министерство не намерено заниматься их ликвидацией. Однако в случаях, когда перевод детей в соседние школы повлияет на повышение качества обучения, и, что самое главное, не отразится на состоянии села, закрытие малокомплектного учебного заведения все-таки будет происходить. Но только при одобрении местной администрации и жителей населенного пункта.


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

С начала года в Бурятии зафиксировано 17 случаев возгорания сухой травы
Общество, 23.03.2024
Во избежание возгораний сухой травы жителям рекомендуют провести профилактические мероприятия
Фоторепортаж: В Улан-Удэ проходит межрегиональный турнир по мини-футболу
Общество, 23.03.2024
Турнир начался с минуты молчания в связи с трагедией в «Крокус Сити Холле»
Жительница Бурятии лишилась 800 тысяч рублей по вине мошенников
Общество, 23.03.2024
Обманутая аферистами женщина взяла кредиты в трёх банках
В Улан-Удэ отменили развлекательные мероприятия в связи с терактом в Москве
Общество, 23.03.2024
Представления и концерты перенесли на другой срок
Глава Бурятии выразил соболезнования близким погибших при теракте в Москве
Общество, 23.03.2024
Предварительно установлено, что погибших в результате теракта более 60 человек
В Иркутской области к юбилею БАМа проведут более 350 мероприятий
Общество, 23.03.2024
Более 20 млрд пойдёт на строительство и капитальный ремонт
В Гусиноозёрске состоится городская рыбалка
Общество, 23.03.2024
Её проведут на Гусином озере
В Бурятии сохранится прохладная погода
Общество, 23.03.2024
Прогнозируется ветер до 18 м/с
В апреле в Бурятии стартует кубок по спортивному ориентированию
Общество, 22.03.2024
Первый этап станет «тестовым» перед летними сельскими спортивными играми
Теннисисты Бурятии заняли 11 призовых мест первенства ДФО
Общество, 22.03.2024
Юные спортсмены республики стали победителями и призёрами турнира в Хабаровске
В Бурятии выберут организации высокой соцэффективности
Общество, 22.03.2024
Будут награждены предприятия, которые больше всего заботятся о работниках
Семьи Бурятии посоревнуются в творчестве
Общество, 22.03.2024
В республике стартовал конкурс семейного творчества
^