В Бурятском театре драмы рассказали, как «убить лицом»
Мизансцена с попыткой оживления мёртвых как катарсис спектакля «Ромео и Джульетта» в Бурдраме
Помощник художественного руководителя Бурятского драматического театра по связям с общественностью Батодалай Багдаев размышляет, что такое катарсис как высшее проявление театрального искусства? Порассуждать об этом он решил на местном материале. Приводим публикацию Батодалая Багдаева дословно:
«Произведение искусства как плод духовно-нравственных и эстетических исканий несет суперидею воздействия на человека. Её кульминационную точку обозначил еще Аристотель, назвав её катарсисом. Простите за пошлость, но это как в физиологии оргазм: краткий и яркий.
В театральном искусстве катарсис несёт очищающее и облагораживающее воздействие на человека. Простыми словами, это чувство сопереживания, которое должна вызывать игра актёров.
В своей театральной практике зрителя я не раз испытывал катарсис сильнейшей интенсивности. Один из них в московском театре Ленком в 2015 году на спектакле «Аквитанская львица» с Инной Чуриковой и Дмитрием Певцовым в главных ролях.
Спектакль шёл на стабильно высоком профессиональном уровне, зря, что ли, звёзды. Но игра особенно не трогала сердце и душу. Пока в одной из мизансцен Инна Чурикова не сказала одно слово, заставившее расплыться меня по креслу, как и весь зал.
В момент суда над изменником сыном, когда меч короля был готов снести ему голову, королева-мать произнесла: «Руби!». Что произошло со мной впоследствии, как я вернулся домой, помню лишь, как в тумане. Таково было сильнейшее потрясение от игры, вернее, от одной только фразы великой актрисы!
Нечто подобное по силе воздействия я испытал на спектакле «Ромео и Джульетта» (12+) Бурдрама. Честно признаться, весь спектакль я испытывал какую-то фрустрацию, гнетущее чувство, что не получается получить полного эстетического удовлетворения от постановки.
Ожерелье наших звёздных артистов, впечатляющая сценография, яркие костюмы - но все не то. Я даже начал склоняться к мысли, что пьесы Шекспира, воспевающие индивидуализм и свободу человека, чужды нашей бурятской ментальности общинности, когда интересы семьи и народа выше личных.
А мои любимые актёры Ольга Ранжилова-Ломбоева и Зорикто Цыбендоржиев в главных ролях уже по возрасту не подходят играть влюблённых малолеток, какими были Ромео и Джульетта, и их следовало бы заменить более молодыми актерами.
Но мои внутренние терзания, мой психологический конфликт был мгновенно развеян. И все стало на свои места. Произошло это после кульминационной сцены смертоубийства в склепе Ромео и Джульетты. Я было уже приготовился услышать монолог в адрес Монтекки и Капулетти про «чуму на оба ваши дома».
Но как вместо этого выходит на авансцену герой Дашинимы Доржиева Бенволио и со словами «Бодогты!» пытается оживить мёртвых друзей.
Это была финальная сцена. Мёртвые, неживые лица Тибальта Солбона Ендонова и Меркуцио Алексея Михайлова просто потрясли зал. Как уж это им удалось, но больше не надо было слов, только занавес.
Весь гуманистический смысл шекспировского шедевра был сконцентрирован режиссёром в эти секунды. Все войны, вся вражда и амбиции не стоят жизни молодых людей, не увидевших радость человеческой жизни!
Шекспир, оказывается, и в Бурятии Шекспир!»
Помощник художественного руководителя Бурятского драматического театра по связям с общественностью Батодалай Багдаев размышляет, что такое катарсис как высшее проявление театрального искусства? Порассуждать об этом он решил на местном материале. Приводим публикацию Батодалая Багдаева дословно:
«Произведение искусства как плод духовно-нравственных и эстетических исканий несет суперидею воздействия на человека. Её кульминационную точку обозначил еще Аристотель, назвав её катарсисом. Простите за пошлость, но это как в физиологии оргазм: краткий и яркий.
В театральном искусстве катарсис несёт очищающее и облагораживающее воздействие на человека. Простыми словами, это чувство сопереживания, которое должна вызывать игра актёров.
В своей театральной практике зрителя я не раз испытывал катарсис сильнейшей интенсивности. Один из них в московском театре Ленком в 2015 году на спектакле «Аквитанская львица» с Инной Чуриковой и Дмитрием Певцовым в главных ролях.
Спектакль шёл на стабильно высоком профессиональном уровне, зря, что ли, звёзды. Но игра особенно не трогала сердце и душу. Пока в одной из мизансцен Инна Чурикова не сказала одно слово, заставившее расплыться меня по креслу, как и весь зал.
В момент суда над изменником сыном, когда меч короля был готов снести ему голову, королева-мать произнесла: «Руби!». Что произошло со мной впоследствии, как я вернулся домой, помню лишь, как в тумане. Таково было сильнейшее потрясение от игры, вернее, от одной только фразы великой актрисы!
Нечто подобное по силе воздействия я испытал на спектакле «Ромео и Джульетта» (12+) Бурдрама. Честно признаться, весь спектакль я испытывал какую-то фрустрацию, гнетущее чувство, что не получается получить полного эстетического удовлетворения от постановки.
Ожерелье наших звёздных артистов, впечатляющая сценография, яркие костюмы - но все не то. Я даже начал склоняться к мысли, что пьесы Шекспира, воспевающие индивидуализм и свободу человека, чужды нашей бурятской ментальности общинности, когда интересы семьи и народа выше личных.
А мои любимые актёры Ольга Ранжилова-Ломбоева и Зорикто Цыбендоржиев в главных ролях уже по возрасту не подходят играть влюблённых малолеток, какими были Ромео и Джульетта, и их следовало бы заменить более молодыми актерами.
Но мои внутренние терзания, мой психологический конфликт был мгновенно развеян. И все стало на свои места. Произошло это после кульминационной сцены смертоубийства в склепе Ромео и Джульетты. Я было уже приготовился услышать монолог в адрес Монтекки и Капулетти про «чуму на оба ваши дома».
Но как вместо этого выходит на авансцену герой Дашинимы Доржиева Бенволио и со словами «Бодогты!» пытается оживить мёртвых друзей.
Это была финальная сцена. Мёртвые, неживые лица Тибальта Солбона Ендонова и Меркуцио Алексея Михайлова просто потрясли зал. Как уж это им удалось, но больше не надо было слов, только занавес.
Весь гуманистический смысл шекспировского шедевра был сконцентрирован режиссёром в эти секунды. Все войны, вся вражда и амбиции не стоят жизни молодых людей, не увидевших радость человеческой жизни!
Шекспир, оказывается, и в Бурятии Шекспир!»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 24.04.2024
Светлана Нимаева, несмотря на свой почтенный возраст, продолжает писать книги, стихи, встречаться со своими читателями
Общество, 24.04.2024
Жителям республики разрешили не платить часть коммуналки за мобилизованных родственников