Глава Бурятии: промышленность Бурятии имеет запас прочности
Глава Бурятии Алексей Цыденов делится оценкой и прогнозами работы промышленности республики на ближайшие годы. Предлагаем статью вашему вниманию
Промышленность даёт уверенность в будущем
Крупная промышленность в Бурятии своей работой должна решать в Бурятии две задачи.
Первое – это создание для наших людей рабочих мест и обеспечение им стабильной жизни. И это очень важно для десятков тысяч жителей республики, работающих в промышленности - иметь уверенность в завтрашнем дне, уверенном доходе и планах на будущее.
Второе. Республиканская промышленность – это налоги. Мы рассчитываем на промышленность как на основного поставщика средств в республиканский бюджет, который в свою очередь идёт на социальные нужды всех жителей Бурятии.
Однако это не означает, что у правительства региона есть приоритет промышленности перед тем же сельским хозяйством Бурятии. Невозможно выбирать между правой и левой руками. Все отрасли необходимы. У каждой свой экономический эффект. И мы никогда не скажем, что какая-то отрасль менее важна.
Мы определились с промышленными приоритетами
Так какой должна быть промышленность Бурятии в ближайшем и долгосрочном будущем?
Надо учитывать, что в промышленности всё новые производства и проекты – это всегда большие стартовые инвестиции. Новое промышленное предприятие в Бурятии не может начаться с нуля, как например, сервисная услуга в малом бизнесе. Предприятие – это капиталоёмкая вещь, с первоначальными затратами в миллиарды рублей, если мы говорим об объектах российского значения. Поэтому важно сохранять и развивать тот промышленный потенциал, который уже есть у республики. Новые производства тоже надо запускать, но не забывать и не бросать на самотёк существующие.
Несколько лет назад у промышленных предприятий республики ситуация была разная, иногда диаметрально противоположная. Кто-то уверенно стоял на ногах, а кто-то был в стадии банкротства и ликвидации. Ниже я приведу примеры.
Сейчас могу с уверенностью сказать, что мы справились с главной задачей первых моих пяти лет руководства Бурятией – сохранили и приумножили промышленный потенциал республики.
Заводы, которые станут опорой экономики Бурятии в будущем: Улан-Удэнский авиационный завод, Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод, Улан-Удэстальмост, Приборостроительное объединение, Энерготехномаш, Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, Тимлюйские цементный и шиферный заводы.
Более того, они получили такой технологический импульс в своём развитии, что уже невозможно говорить, дескать мы едем на багаже советского прошлого. Сейчас это современные модернизированные предприятия 21 века, которые будут работать на благо Бурятии целые десятилетия.
Это наши флагманы. Но они не единственные в республике промышленные предприятия. Есть предприятия, производящие электрощитовое и электроосветительное оборудование, литейные производства, мебельные предприятия, предприятия строительных и отделочных материалов, металлообрабатывающие предприятия, предприятия лёгкой промышленности и другие. На самом деле, достаточно много различных производств в республике, пусть они не значительные по объёму, но главное – они есть! И это отрадно.
Кадры - главный промышленный актив Бурятии
Встаёт логичный вопрос – как сохранить и увеличить темпы развития нашей промышленности?
В промышленном производстве главное – кадры: конструкторы, инженеры, технологи и другие штучные профессионалы. Это самое ценное и хрупкое в промышленности Бурятии. Например, «Приборка»: об этом мало говорят, в силу закрытости темы, делает оборонный высокотехнологичный продукт, как и другие предприятия республики. Бурятия не должна потерять высокотехнологичную компетенцию. Промышленность Бурятии не может упрощаться и понижать планку. Только кадры могут сделать рядовое предприятие уникальным.
Промышленники знают – первый вопрос, который я задаю на встречах с ними при открытии нового предприятия, или обсуждения проблем на уже действующем - какую зарплату планируете, когда будете повышать? Это главный приоритет в сохранении и привлечении кадров.
Пример с Авиазаводом. В прошлом году, совместно с руководством завода, обратились к главе Ростеха Сергею Викторовичу Чемезову с просьбой об увеличении на заводе зарплат. Сергея Викторовича и уговаривать не пришлось, он лучше многих понимает значение нашего завода для страны в целом, и в результате у работников авиазавода произошёл рост зарплаты порядка 20 процентов.
Поэтому основная задача промышленности Бурятии - это сохранение кадрового потенциала. Станок можно купить с помощью кредитов и госпрограмм, то есть административным путём приобрести технологию. Но профессионалы таким методом не появляются. Они выращиваются годами. И тот кадровый потенциал, который сейчас есть в Бурятии: на авиазаводе, Приборке, Стальмосте, ЛВРЗ и других производствах – это по сути, главные активы предприятий. Их нужно сохранять и приумножать, привлекать и учить новых. Чтобы после ухода одного рабочего поколения не осталось голое поле.
Каждое предприятие под присмотром
Ещё я хочу разбить популярный миф о якобы отстранённости правительства Бурятии, и моей как главы республики, от оперативной работы флагманов нашей индустрии. Дескать, в силу нахождения их в вертикально-выстроенных холдингах, мы не влияем на их работу.
Все регионы России так или иначе лоббируют свои производства. У всех стоит задача сохранить мощности, рабочие места и налоги. На этом поле толкаться приходиться не только самим предприятиям, но и главам регионов с министрами. Рынок приходится отвоёвывать. Ни одно крупное предприятие Бурятии без поддержки и лоббизма не обходится.
Теперь некоторые примеры, которые я обещал в начале статьи. Как мы спасали «Улан-УдэСтальмост»? Это почти детективная история с личным привлечением таких общеизвестных персон, как Герман Греф и Владимир Евтушенков. Основная проблема – Сбербанк, как главный кредитор завода, уже оформил решение о распродаже «Стальмоста» по кускам, грубо говоря, на металлолом. Чтобы банк изменил своё решение, нужен был инвестор – раз. И наполнение портфеля заказов – два. Я не буду сейчас рассказывать подробно, как мы искали покупателя на завод, и как мы стучались в кабинеты власти, чтобы обеспечить предприятие заказами. Факт в том, что завод сохранен для Бурятии. А теперь и для всей страны, поскольку сейчас главная проблема «Улан-УдэСтальмоста» – это переполнение заказами. За несколько лет мы сумели не только спасти завод, но он стал лидером в своей отрасли по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Заводу нужны новые мощности. Сейчас он уже не справляется с заказами.
У Локомотивовагоноремонтного завода в 2019 году возникла угроза падения, почти в два раза, объёмов заказа. Реально встала угроза сокращения людей. Пришлось в личном разговоре с руководством РЖД и холдинга «ЛокоТех» решать вопрос. В результате заказы были перераспределены в пользу нашего завода. Удалось избежать сокращения людей. А сейчас, с учётом полного разворота на восток, у завода стабильная работа с приростом и развитием. В Бурятию погнали локомотивы на ремонт со всей страны: от Владивостока до Воронежа. С учётом того, что ЛВРЗ во многом выступает ещё и производителем импортозамещающих комплектующих, завод приобрёл ещё большую значимость для страны. Он теперь обеспечен заказами на годы вперёд.
Приведу пример из горнодобывающей промышленности. В прошлом году Тугнуйский разрез, как главный актив угольного подразделения СУЭКа, «просел» на 30 процентов по объёмам погрузки. «Потеряли» 3 миллиона тонн угля – это огромная цифра. Произошло это из-за пробок Транссиба и БАМа. Проехать там невозможно. Железная дорога и сейчас забита полностью. В России идёт делёжка очерёдности проездов угля из регионов: Кузбасс, Хакасия, Якутия, Красноярск и так далее.
Пришлось вмешиваться в процесс. Трижды в течение прошлого года вопрос рассматривался у президента России. 26 декабря 2021 года вышло прямое поручение Владимира Путина об ежегодном вывозе с Бурятии 9,1 миллиона угля под грифом «перевозки по отдельным поручениям Президента». Столько разрез за год и вырабатывает. «Тугнуй» наш «поехал», как говорят транспортники. Этим решением мы сделали неудобно многим регионам, которых подвинули в очереди. Но надо было выручать предприятие, расположенное в Бурятии, где работают наши люди. Большую помощь в решении этого вопроса оказал первый зампред правительства России Андрей Белоусов.
На сегодня график перевозок исполняется в полном объёме, хочу спасибо за это сказать Российским железным дорогам и Олегу Валентиновичу Белозерову лично.
Селенгинский ЦКК как предприятие работает самостоятельно и очень эффективно. Но для стабильной работы постоянно приходится решать вопрос с обеспечением сырьём, выделением леса.
Фундамент заложен
Это только единичные примеры участия правительства Бурятии и влияния на экономику предприятий. В целом же идёт постоянный мониторинг их деятельности, и короткая связь. Мы держим руку на пульсе всех заводов, причём как здесь с менеджментом, так и в Москве с собственниками. И вмешиваемся в их работу, зачастую без всякого стеснения. Интересы Бурятии в холдингах защищаются крепко, иногда, если необходимо, с применением методов административного давления. Они об этом знают.
По итогу. Все крупные промышленные предприятия, которые составляют основу экономики Бурятии, имеют запасы прочности и производственные задачи на много лет. Могут меняться главы региона, министры, директора предприятий, но промышленность Бурятии останется.
Предприятия не должны забывать о людях
И последнее. Никакие сухие цифры роста промышленности в целом по Бурятии, отчёты по выпуску вертолётов, локомотивов, мостов и прочей продукции, не сделают для рабочего настроения людей больше, чем собственники и менеджеры предприятий.
Люди говорят, что они не чувствуют заводы, которые тут стоят десятилетиями, своими родными, то, значит, есть недоработка собственников.
В СССР была хорошая практика шефства над школами, детсадами, парками, скверами и другими местами общего пользования. Была неразрывная связь между предприятиями и людьми там работающими. Вырастали целые династии заводчан. Это был хороший опыт, который требует развития и усиления. Уважение к работникам и патриотизм к предприятию должны начинаться не только за станками, но и в местах их проживания. Увеличение социальной ответственности директоров крупных предприятий – одна из задач правительства региона в ближайшем будущем.
Промышленность даёт уверенность в будущем
Крупная промышленность в Бурятии своей работой должна решать в Бурятии две задачи.
Первое – это создание для наших людей рабочих мест и обеспечение им стабильной жизни. И это очень важно для десятков тысяч жителей республики, работающих в промышленности - иметь уверенность в завтрашнем дне, уверенном доходе и планах на будущее.
Второе. Республиканская промышленность – это налоги. Мы рассчитываем на промышленность как на основного поставщика средств в республиканский бюджет, который в свою очередь идёт на социальные нужды всех жителей Бурятии.
Однако это не означает, что у правительства региона есть приоритет промышленности перед тем же сельским хозяйством Бурятии. Невозможно выбирать между правой и левой руками. Все отрасли необходимы. У каждой свой экономический эффект. И мы никогда не скажем, что какая-то отрасль менее важна.
Мы определились с промышленными приоритетами
Так какой должна быть промышленность Бурятии в ближайшем и долгосрочном будущем?
Надо учитывать, что в промышленности всё новые производства и проекты – это всегда большие стартовые инвестиции. Новое промышленное предприятие в Бурятии не может начаться с нуля, как например, сервисная услуга в малом бизнесе. Предприятие – это капиталоёмкая вещь, с первоначальными затратами в миллиарды рублей, если мы говорим об объектах российского значения. Поэтому важно сохранять и развивать тот промышленный потенциал, который уже есть у республики. Новые производства тоже надо запускать, но не забывать и не бросать на самотёк существующие.
Несколько лет назад у промышленных предприятий республики ситуация была разная, иногда диаметрально противоположная. Кто-то уверенно стоял на ногах, а кто-то был в стадии банкротства и ликвидации. Ниже я приведу примеры.
Сейчас могу с уверенностью сказать, что мы справились с главной задачей первых моих пяти лет руководства Бурятией – сохранили и приумножили промышленный потенциал республики.
Заводы, которые станут опорой экономики Бурятии в будущем: Улан-Удэнский авиационный завод, Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод, Улан-Удэстальмост, Приборостроительное объединение, Энерготехномаш, Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, Тимлюйские цементный и шиферный заводы.
Более того, они получили такой технологический импульс в своём развитии, что уже невозможно говорить, дескать мы едем на багаже советского прошлого. Сейчас это современные модернизированные предприятия 21 века, которые будут работать на благо Бурятии целые десятилетия.
Это наши флагманы. Но они не единственные в республике промышленные предприятия. Есть предприятия, производящие электрощитовое и электроосветительное оборудование, литейные производства, мебельные предприятия, предприятия строительных и отделочных материалов, металлообрабатывающие предприятия, предприятия лёгкой промышленности и другие. На самом деле, достаточно много различных производств в республике, пусть они не значительные по объёму, но главное – они есть! И это отрадно.
Кадры - главный промышленный актив Бурятии
Встаёт логичный вопрос – как сохранить и увеличить темпы развития нашей промышленности?
В промышленном производстве главное – кадры: конструкторы, инженеры, технологи и другие штучные профессионалы. Это самое ценное и хрупкое в промышленности Бурятии. Например, «Приборка»: об этом мало говорят, в силу закрытости темы, делает оборонный высокотехнологичный продукт, как и другие предприятия республики. Бурятия не должна потерять высокотехнологичную компетенцию. Промышленность Бурятии не может упрощаться и понижать планку. Только кадры могут сделать рядовое предприятие уникальным.
Промышленники знают – первый вопрос, который я задаю на встречах с ними при открытии нового предприятия, или обсуждения проблем на уже действующем - какую зарплату планируете, когда будете повышать? Это главный приоритет в сохранении и привлечении кадров.
Пример с Авиазаводом. В прошлом году, совместно с руководством завода, обратились к главе Ростеха Сергею Викторовичу Чемезову с просьбой об увеличении на заводе зарплат. Сергея Викторовича и уговаривать не пришлось, он лучше многих понимает значение нашего завода для страны в целом, и в результате у работников авиазавода произошёл рост зарплаты порядка 20 процентов.
Поэтому основная задача промышленности Бурятии - это сохранение кадрового потенциала. Станок можно купить с помощью кредитов и госпрограмм, то есть административным путём приобрести технологию. Но профессионалы таким методом не появляются. Они выращиваются годами. И тот кадровый потенциал, который сейчас есть в Бурятии: на авиазаводе, Приборке, Стальмосте, ЛВРЗ и других производствах – это по сути, главные активы предприятий. Их нужно сохранять и приумножать, привлекать и учить новых. Чтобы после ухода одного рабочего поколения не осталось голое поле.
Каждое предприятие под присмотром
Ещё я хочу разбить популярный миф о якобы отстранённости правительства Бурятии, и моей как главы республики, от оперативной работы флагманов нашей индустрии. Дескать, в силу нахождения их в вертикально-выстроенных холдингах, мы не влияем на их работу.
Все регионы России так или иначе лоббируют свои производства. У всех стоит задача сохранить мощности, рабочие места и налоги. На этом поле толкаться приходиться не только самим предприятиям, но и главам регионов с министрами. Рынок приходится отвоёвывать. Ни одно крупное предприятие Бурятии без поддержки и лоббизма не обходится.
Теперь некоторые примеры, которые я обещал в начале статьи. Как мы спасали «Улан-УдэСтальмост»? Это почти детективная история с личным привлечением таких общеизвестных персон, как Герман Греф и Владимир Евтушенков. Основная проблема – Сбербанк, как главный кредитор завода, уже оформил решение о распродаже «Стальмоста» по кускам, грубо говоря, на металлолом. Чтобы банк изменил своё решение, нужен был инвестор – раз. И наполнение портфеля заказов – два. Я не буду сейчас рассказывать подробно, как мы искали покупателя на завод, и как мы стучались в кабинеты власти, чтобы обеспечить предприятие заказами. Факт в том, что завод сохранен для Бурятии. А теперь и для всей страны, поскольку сейчас главная проблема «Улан-УдэСтальмоста» – это переполнение заказами. За несколько лет мы сумели не только спасти завод, но он стал лидером в своей отрасли по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Заводу нужны новые мощности. Сейчас он уже не справляется с заказами.
У Локомотивовагоноремонтного завода в 2019 году возникла угроза падения, почти в два раза, объёмов заказа. Реально встала угроза сокращения людей. Пришлось в личном разговоре с руководством РЖД и холдинга «ЛокоТех» решать вопрос. В результате заказы были перераспределены в пользу нашего завода. Удалось избежать сокращения людей. А сейчас, с учётом полного разворота на восток, у завода стабильная работа с приростом и развитием. В Бурятию погнали локомотивы на ремонт со всей страны: от Владивостока до Воронежа. С учётом того, что ЛВРЗ во многом выступает ещё и производителем импортозамещающих комплектующих, завод приобрёл ещё большую значимость для страны. Он теперь обеспечен заказами на годы вперёд.
Приведу пример из горнодобывающей промышленности. В прошлом году Тугнуйский разрез, как главный актив угольного подразделения СУЭКа, «просел» на 30 процентов по объёмам погрузки. «Потеряли» 3 миллиона тонн угля – это огромная цифра. Произошло это из-за пробок Транссиба и БАМа. Проехать там невозможно. Железная дорога и сейчас забита полностью. В России идёт делёжка очерёдности проездов угля из регионов: Кузбасс, Хакасия, Якутия, Красноярск и так далее.
Пришлось вмешиваться в процесс. Трижды в течение прошлого года вопрос рассматривался у президента России. 26 декабря 2021 года вышло прямое поручение Владимира Путина об ежегодном вывозе с Бурятии 9,1 миллиона угля под грифом «перевозки по отдельным поручениям Президента». Столько разрез за год и вырабатывает. «Тугнуй» наш «поехал», как говорят транспортники. Этим решением мы сделали неудобно многим регионам, которых подвинули в очереди. Но надо было выручать предприятие, расположенное в Бурятии, где работают наши люди. Большую помощь в решении этого вопроса оказал первый зампред правительства России Андрей Белоусов.
На сегодня график перевозок исполняется в полном объёме, хочу спасибо за это сказать Российским железным дорогам и Олегу Валентиновичу Белозерову лично.
Селенгинский ЦКК как предприятие работает самостоятельно и очень эффективно. Но для стабильной работы постоянно приходится решать вопрос с обеспечением сырьём, выделением леса.
Фундамент заложен
Это только единичные примеры участия правительства Бурятии и влияния на экономику предприятий. В целом же идёт постоянный мониторинг их деятельности, и короткая связь. Мы держим руку на пульсе всех заводов, причём как здесь с менеджментом, так и в Москве с собственниками. И вмешиваемся в их работу, зачастую без всякого стеснения. Интересы Бурятии в холдингах защищаются крепко, иногда, если необходимо, с применением методов административного давления. Они об этом знают.
По итогу. Все крупные промышленные предприятия, которые составляют основу экономики Бурятии, имеют запасы прочности и производственные задачи на много лет. Могут меняться главы региона, министры, директора предприятий, но промышленность Бурятии останется.
Предприятия не должны забывать о людях
И последнее. Никакие сухие цифры роста промышленности в целом по Бурятии, отчёты по выпуску вертолётов, локомотивов, мостов и прочей продукции, не сделают для рабочего настроения людей больше, чем собственники и менеджеры предприятий.
Люди говорят, что они не чувствуют заводы, которые тут стоят десятилетиями, своими родными, то, значит, есть недоработка собственников.
В СССР была хорошая практика шефства над школами, детсадами, парками, скверами и другими местами общего пользования. Была неразрывная связь между предприятиями и людьми там работающими. Вырастали целые династии заводчан. Это был хороший опыт, который требует развития и усиления. Уважение к работникам и патриотизм к предприятию должны начинаться не только за станками, но и в местах их проживания. Увеличение социальной ответственности директоров крупных предприятий – одна из задач правительства региона в ближайшем будущем.
Главa Республики Бурятия - председатель правительства Республики Бурятия Алексей Цыденов
Статья размещена на официальном портале правительства Бурятии
Статья размещена на официальном портале правительства Бурятии
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.