«Хрустальное чудо»: В Бурятии освятили уникальный иконостас
Ещё в 2020 году в Кяхте инициировали реставрацию хрустального иконостаса, который находится в Воскресенском соборе. Храм полностью разрушили и разграбили в 30-е годы прошлого века, но к 2011-му в него вдохнули новую жизнь. Оставалось вернуть великолепие внутреннего убранства.
Алтарную перегородку, равных которой по богатству, пожалуй, не было, восстанавливали в рамках проекта «Хрустальный иконостас – историческая гордость золотого века Кяхты». Он вошёл в число победителей конкурса грантов президентского фонда культурных инициатив.
Эксперты высоко оценили идею. На реставрацию пяти колонн и резной тумбы в итоге выделили семь миллионов рублей. Всего таких колонн 26: 20 больших – первого яруса и 6 малых – второго яруса. Первозданный вид им придавали в том числе на пожертвования верующих.
К работам привлекли мастеров высокого уровня, знающих и сохраняющих традиции. Сам проект, который реализует автономная некоммерческая организация поддержки, развития и сохранения Байкальского зодчества, призван показать величие культурного наследия прошлого, его ценностно-смысловую составляющую и актуальность в современных условиях. А ещё это дань уважения сегодняшним защитникам отечества, их подвигам и мужеству.
На минувших выходных в главном пределе храма состоялось освящение первой восстановленной части хрустального иконостаса. После проведения чина освящения благочинный Кяхтинского церковного округа – протоиерей Олег Матвеев поделился видением духовного значения реконструкции. Реставраторы рассказали об особенностях иконостаса и работы над ним, а куратор проекта Анна Петрова отметила большой вклад в него местных жителей.
- В своё время проект хрустального двухъярусного иконостаса главной церкви храма Воскресения Христова разработал известный архитектор Иркутской губернии Александр Разгильдеев, – рассказывали ранее в пресс-службе Улан-Удэнской и Бурятской епархии. – Об его устройстве и богатстве сегодня можно судить фотографиям, сохранившимся в фондах Кяхтинского краеведческого музея, и отзывам современников.
Между хрустальными колоннами в арочных нишах располагались иконы. Ажурные Царские врата были выполнены из серебра. Богатая резьба, оттенённая мерцанием позолоты, игра света хрустальных колонн – всё это имело огромное значение в создании великолепного убранства храма.