В Забайкалье обнаружены следы динозавра мелового периода

Общество,  13.09.2024 18:30. Фото:ИНГГ СО РАН
Учёные назвали отпечатки уникальной находкой

Полевые работы в Забайкалье провели исследователи института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН (Чита) и Нанкинского института геологии и палеонтологии (Китай). Одним из важнейших итогов экспедиции стали находки следов динозавров, сообщает пресс-служба ИНГГ СО РАН.

По словам учёных, найденные отпечатки трёхпалых конечностей могут принадлежать динозавру, близкому к игуанодонтидам — растительноядным динозаврам отряда птицетазовых. Предполагается, что следы оставлены в раннюю эпоху мелового периода. Находка уникальная — это редчайший случай, когда на территории России обнаружены следы динозавров, и второе в России местонахождение в меловых отложениях. Впервые отпечатки стоп динозавра были найдены в Кисловодске в 1988 году, они принадлежат игуанодону мелового возраста. В последующем известны лишь единичные сообщения о находках следов юрских и меловых динозавров на территории России, преимущественно на Северном Кавказе.

Учёные из России и Китая отправились в Забайкалье, чтобы посетить ключевые разрезы верхнего мезозоя. Ранее в этих отложениях были найдены ископаемые остатки рыб, пресноводных рачков (конхостраков) и личинки насекомых (подёнок). Все они принадлежат к биоте Джехол, окаменевших представителей которой в большом количестве находят на северо-востоке Китая. Это уникальная биота, которая сильно пополнила наши представления о живом мире и наземных организмах раннего мела (120—130 млн лет назад).

Геологи и палеонтологи посетили несколько интересных разрезов (Турга, Белая Гора, Дая, Усть-Карск), где отобрали образцы ископаемой фауны и туфов, а также образцы для детальных седиментологических исследований. Для определения абсолютного возраста пород очень важны туфы, в которых могут содержаться зерна минерала циркона, что позволяет с большой точностью проводить радиоизотопное датирование.

- Было обнаружено много остатков беспозвоночных, — отметил старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя ИНГГ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Игорь Косенко. — Это, в первую очередь, насекомые; различные ракообразные (от конхостраков и остракод до щитней). Кроме того, были найдены многочисленные остатки рыб. Многие насекомые принадлежат к новым, ещё не описанным видам. Нам предстоит большая работа по их описанию.

Также специалисты отобрали множество образцов для дальнейших седиментологических исследований. Это поможет детально восстановить условия осадконакопления в регионе и их постепенные изменения. В итоге учёные проведут корреляцию пород верхнего мезозоя Забайкалья с верхнемезозойскими толщами в Китае. За счёт этого можно будет уточнить возраст отложений Забайкалья, а также больше узнать о распространении и темпах эволюции биоты Джехол.

В Бурятии рассказали о главных проблемах стройкомпаний