Бурятский театр оперы и балета отмечает 85-летний юбилей
Творческая история старейшего музыкального театра Дальневосточного федерального округа - богатая, связана с непрерывным интенсивным художественным ростом, совершенствованием мастерства, обращением к интересным творческим задачам. Театр, достойно представляющий профессиональное музыкальное искусство Бурятии в едином культурном пространстве России и за рубежом, носит высокое звание академического. На сцене театра поставлено более 350 спектаклей отечественной, мировой классики и по произведениям бурятских композиторов.
Первые шаги
Рождение музыкального театра было явлением неслучайным. Сокровища фольклорного творчества бурятского народа стали одной из основ быстрого формирования в 30-е годы бурятского музыкального театра. У истоков создания профессионального оперного искусства Бурятии стояли известные деятели русского музыкального и театрального искусства: композиторы – П. Берлинский, М. Фролов, В. Морошкин, балетмейстеры – И. Моисеев, М. Арсеньев, педагоги – Т. Глязер, В. Обыденная, режиссёры – И. Туманов, А. Миронский, художники – Г. Кигель, А. Тимин и другие. Они воспитали целую плеяду бурятских музыкантов, певцов, танцовщиков.
В 20-е годы в республике начинает зарождаться профессиональное искусство. Открываются музыкальная школа, передвижные музыкальные курсы. Как во многих национальных республиках, путь к опере лежал через переходный жанр – музыкальную драму. В Бурятии первым произведением такого рода явилась музыкальная драма «Баир» (возрастное ограничение 12+) П. Берлинского. Успех спектакля в 1938 году показал, что театр сделал большой шаг на пути овладения музыкально-сценическим искусством. 20 декабря 1939 года Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР издал постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. Этот день считается днём рождения оперного театра республики.
20 октября 1940 года показом «Энхэ-Булат батора» (возрастное ограничение 6+) открылась I Декада бурят-монгольского искусства в Москве. За успешные выступления и высокий артистический потенциал указом Президиума Верховного Совета СССР театр был награждён орденом Ленина. Главному режиссёру театра Гомбожапу Цыдынжапову было присвоено звание народного артиста СССР, многие артисты были удостоены правительственных наград.
В годы Великой Отечественной войны было образовано несколько концертных бригад, выступавших в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке.
Послевоенные годы
В послевоенные годы репертуар театра рос стремительными темпами. Театр с каждым сезоном вырастал из рамок музыкально-драматического. Шло строительство здания театра, которое было торжественно открыто в 1952 году. Блестящее выступление Бурятского театра оперы и балета на второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году было отмечено присвоением ведущим мастерам почётных званий. Звание народного артиста СССР был удостоен Л. Линховоин, народных артистов РСФСР – Л. Сахьянова (позже - народная артистка СССР, лауреат Госпремии РСФСР), Н. Петрова, Б. Балдаков.
В конце 50-х – начале 60-х гг. в театре были осуществлены постановки более 70 опер и балетов, среди которых были и классические, и современные произведения. Периодом полной творческой зрелости театра явились 70-е годы. Об этом свидетельствовал и высокий художественный уровень многих оперных и балетных постановок, творческий рост всего коллектива и отдельных солистов, значительное расширение и обогащение репертуара театра. Один за другим на сцене Бурятского театра ставились интересные, значительные по замыслу и убедительные по воплощению спектакли: оперы – «Борис Годунов» (12+), «Хованщина» (12+) М. Мусоргского, «Аида» (16+), «Дон Карлос» (12+), «Отелло» (12+) Д. Верди; балеты – «Спартак» (6+) А. Хачатуряна, «Легенда о любви» (6+) А. Меликова, «Раймонда» (12+) А. Глазунова, «Гэсэр» (12+) и «Сын земли» (12+) Ж. Батуева.
Золотой век бурятской оперы
Знаменательное событие произошло в 1979 году, когда за большие заслуги в развитии музыкального искусства и успешный творческий отчёт в Москве и Ленинграде коллективу было присвоено звание «Академического». Всё это стало стимулом дальнейшего роста и совершенствования театра. В 70-80-е годы на сцене бурятского театра блистало немало талантливых мастеров. Их лучшие творческие находки стали вкладом в историю национального музыкально-театрального исполнительства. Это народный артист СССР, лауреат Госпремии РСФСР Лхасаран Линховоин, народные артисты СССР Ким Базарсадаев, Дугаржап Дашиев и другие. Театр уделяет большое внимание и артистической молодёжи. В 1982 году был проведён I Всероссийский фестиваль «Молодые голоса и молодой балет России». В 80-е годы лауреатами различных международных и российских конкурсов стали молодые солисты театра Г. Шойдагбаева, В. Бальжинимаев, О. Аюрова, Б. Бороев, В. Цыдыпова, в 90-е годы Е. Шараева, Б. Будаев, Д. Занданов, в 2000-е М. Намхай, О. Жигмитова, А. Базаргуруева, Д. Шагдуров и др.
До настоящего времени на сцене театра блистает оперная прима, народная артистка СССР легендарная Галина Шойдагбаева, чьим вокальным искусством неизменно восхищаются зрители России и зарубежья.
После реконструкции
В мае 2011 года театр вновь открылся после 6-летней генеральной реконструкции и реставрации. И сразу же на его сцене прошёл Первый международный Байкальский конкурс вокалистов. В конкурсе приняли участие 35 певцов из Монголии, городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска, Иркутска, Новосибирска, Улан-Удэ. В 2015 году состоялся II Байкальский международный конкурс вокалистов.
В октябре 2011 года состоялись гастроли театра в Москве на Новой сцене Большого театра. В 2012 году в рамках «Года Германии в России» при поддержке Института им. Гете, министерства культуры РФ состоялась постановка оперы Р. Вагнера «Летучий голландец» (возрастное ограничение 12+).
Театр, имеющий продолжительную и богатую историю, в настоящее время переживает период творческого ренессанса. В коллектив влились новые силы. В 2012 году балет Бурятии возглавил японская звезда русского балета Морихиро Ивата (в прошлом солист Большого театра), оперную труппу обновили выпускники ведущих российских консерваторий (Санкт-Петербургской, Московской, Новосибирской и др.), Монгольской академии музыки. Летом 2015 года солист Бурятского театра оперы и балета Ариунбаатар Ганбаатар стал лауреатом и обладателем Гран-при XV международного конкурса имени Чайковского.
Ренессанс
К декабрю 2014 года – времени празднования 75-летнего юбилея – стало понятно, что театр активно восстанавливается после шестилетней генеральной реконструкции и реставрации. Позади премьеры опер «Летучий голландец» (12+) (2012), «Аида» (16+) (2013), «Так поступают все» (12+) (2014), балетов «Дон Кихот» (6+) (2013), «Бахчисарайский фонтан» (12+) (2014), «Вальпургиева ночь» (16+) (2014). Первый Байкальский конкурс вокалистов, Фестиваль балета имени Сахьяновой и Абашеева. Театр обрёл своё второе дыхание и начал активно стремиться к расширению собственного репертуара и поиску новой публики. Наступил этап обновления исторически сложившегося исполнительского облика театра и утверждения его в границах новой российской и мировой театральной действительности.
Последующий 2015 год оказался ключевым в новейшей истории театра, можно сказать, с него и началась эпоха маленького ренессанса в отдельно взятом театре. Прежде всего, об этом свидетельствовал профессиональный рост балетной труппы. Стала давать ощутимые результаты деятельность в качестве руководителя балетной труппы и балетмейстера-постановщика Морихиро Ивата (с октября 2012 года) – выпускника Московского хореографического училища и солиста Большого театра (1996-2012). Как представитель и последовательный адепт русской балетной школы, Морихиро целенаправленно занялся восстановлением классического репертуара и исполнительского тонуса артистов. Свою редакцию на бурятской сцене он дал таким классическим балетам, как: «Дон Кихот» (6+) (2013), «Бахчисарайский фонтан» (12+) (2014), «Баядерка» (12+) (2015), «Пер Гюнт» (6+) (2015), «Лебединое озеро» (6+) (2016), «Пахита» (6+) (2016), «Корсар» (12+) (2018), «Щелкунчик» (0+) (2018). Наши солисты стали активно ездить на различные конкурсы (так несколько солистов стали лауреатами и дипломантами престижного конкурса «Арабеск» в Перми и в Монголии), о нас стал писать журнал «Балет» (с главным редактором которого тесно дружил Морихиро) и другие федеральные балетные критики. А главное, стали приезжать ведущие балетмейстеры, хореографы, репетиторы из столичных театров, Италии, Японии, Донецка, которые не только ставили спектакли, но и тщательно занимались с труппой театра. В тот период зрители сначала Иркутска и Читы, а затем и всей страны изумлённо отмечали то, как выросла балетная труппа.
На восток!
В эти годы театр становится одним из центров российско-японской дружбы: регулярными на премьерные постановки были визиты посла и консулов Японии в России, компания «Митсубиши» стала спонсором пяти постановок и международного конкурса балета в период с 2013 по 2019 годы, заметно оживилось туристическое и бизнес-направление из Страны восходящего солнца, а в год Японии в России (2018) несколько мероприятий театра вошли в официальную международную программу.
Находясь на восточных рубежах нашей родины, Бурятскому театру оперы и балета было предопределено стать «воротами в Азию». Придавая огромное значение развитию межгосударственных культурных контактов, артисты театра активно гастролируют в приграничных странах Азии: Монголия, Южная Корея, Китай, Япония. Одновременно с этим, на сцене театра выступают артисты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, создавая восточный российский полюс кросскультурных контактов.
Следующим этапом после серии классических премьер стало обновление национального репертуара. В 2016 году удаётся выиграть самый крупный грант среди российских театров на постановку балета «Красавица Ангара» (возрастное ограничение 6+). Это прямо свидетельствовало о признании достижений театра на общероссийском уровне. Состоявшаяся в декабре премьера «визитной карточки» театра свидетельствовала и о новой жизни шедевра национальной хореографии, и о преемственности исполнительских традиций. Неслучайно этот спектакль стал одним из самых популярных на гастролях театра в Москве (Музыкальный театр имени Станиславского, 2017), Хабаровске (Музыкальный театр, 2018). Владивостоке (Приморская сцена Мариинского театра, 2019) и подчеркнул самобытный облик Бурятского театра оперы и балета. Также благодаря личному вкладу Морихиро Ивата состоялись выступления балетной труппы в Италии и Японии. В 2013 и 2018 годах им же инициируется Международный фестиваль балета им. Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева, а в 2019 году Культурный фонд Морихиро Ивата проводит 1-й Российско-Японский Евразийский конкурс артистов балета, в котором приняли участие 150 артистов из Китая, Монголии, Сингапура, Японии и регионов России.
Путешествие из Петербурга в Москву
Другими ключевыми фигурами бурятского оперного ренессанса стали представители Мариинского театра: режиссёр и солист оперной труппы Юрий Лаптев (народный артист России, профессор, заведующий кафедрой, декан вокально-режиссёрского факультета Санкт-Петербургской консерватории, профессор ГИТИСа и МГУ) и дирижёр Леонид Корчмар (заслуженный артист РФ, дирижёр Мариинского театра, доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории).
За пять лет ими было поставлено шесть спектаклей в Бурятском театре оперы и балета: «Тоска» (16+) Дж. Пуччини (2015), «Кармен» Ж. Бизе (16+) (2016), «Бал-маскарад» (12+) Дж. Верди (2017), «Демон» Рубинштейна (12+) (концертное исполнение, 2018), «Свадьба Фигаро» (12+) В.А. Моцарта (2018) «Риголетто» (12+) Дж. Верди (2019). С 10 сентября 2016 года Юрий Лаптев был принят на должность главного режиссёра, а в 2017-2018 годах являлся художественным руководителем театра. С его появлением опера в нашем театре вышла на новый качественный уровень и режиссёрски, и актёрски: она повернулась к зрителю, показав, что может быть эмоциональной, понятной и брать за живое. Солисты оперы и артисты хора стали выполнять не только сугубо музыкальные задачи, но и актёрские, встраиваясь в общий режиссёрский замысел и преодолевая условности оперного жанра. Во многом благодаря его спектаклям о Бурятском оперном вновь заговорили от Санкт-Петербурга до Владивостока, и театр вошёл в федеральную повестку театрального сообщества.
В 2016 году, 3 ноября, спектакль «Тоска» (возрастное ограничение 16+) показали на новой сцене Большого театра. Для всей культуры Бурятии это событие стало знаковым, прежде всего, потому что на протяжении довольно большого периода времени ни один из коллективов республики не выступал на главной сцене страны. Тем более с таким триумфом. Как писали столичные критики: «Драматургически минорная, но при этом «эстетически лучезарная», театрально-зрелищная и, на первый взгляд, вполне обычная новая постановка необычна тем, что на фоне унылого засилья режиссёрских экспериментов нынешняя продукция прежде режиссёрского и сценографического воплощения на первый план ставит музыку» (Игорь Корябин, «Бельканто.ру»).
Этот спектакль стал этапным в истории театра: здесь не только была провозглашена новая режиссёрская эстетика, обозначен профессиональный рост артистов, музыкантов, художественно-постановочной группы, но и впервые продемонстрировано новое поколение солистов, о которых скоро заговорили по всей России и за рубежом. Показ «Тоски» (16+) в Москве позволил широкой театральной общественности оценить вблизи и «вживую» профессиональный уровень театра, представляющего крупнейший музыкально-театральный центр всей восточной Сибири.
Главные партии в уже легендарной премьере исполнили молодые солисты, которые пришли в театр примерно в одно время (в 2014-2015 годах): Батчимэг Самбугийн, звонкое и крепкое сопрано lirico spinto, лауреат международных конкурсов в Монголии и Бурятии; Михаил Пирогов, редкий по красоте драматический тенор, обладатель Гран-при международного конкурса им. П.И. Словцова (Красноярск), а позже и специального приза конкурса «Хосе Каррерас Гран-при», Москва (ныне солист Красноярского театра оперы и балета); Ариунбаатар Ганбаатар, блестящий баритон, лауреат III Международного конкурса вокалистов им. М. Магомаева (Москва), впервые в истории нашего театра и республики завоевавший Гран-при XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, Санкт-Петербург (ныне солист Мариинского театра).
Непосредственным наставником, подготовившим Ариунбаатара к мировым конкурсам (после конкурса Чайковского, уже в 2016 году, певец стал лауреатом всемирного конкурса в Кардиффе, Великобритания) и большой оперной сцене, стала концертмейстер нашего театра, народная артистка РФ, художественный руководитель оперы Дарима Линховоин, на счету которой десятки лауреатов самых престижных всероссийских и международных конкурсов из числа нескольких поколений солистов нашего театра. Так, в 2019 году стало известно о победе Бат-Эрдэнэ Доржцэден (первая премия) и Марии Балдановой (вторая премия) на конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург» памяти Ирины Богачевой.
В мае 2017 года в театре была поставлена следующая этапная постановка театра – опера «Бал-маскарад» (возрастное ограничение 12+). Её показ в Москве осенью 2017 года в рамках фестиваля «Видеть музыку» Ассоциации музыкальных театров России, по словам организаторов, стал украшением фестивальной программы и вызвал серию положительных рецензий и отзывов столичных критиков. Если говорить о вкладе в этот спектакль каждого солиста, артиста хора, миманса, музыканта оркестра, не забыв, конечно, о вкладе концертмейстеров, хормейстера и дирижера, то в целом благодаря высокому музыкальному уровню обсуждаемых постановок «Бал-маскарад» (12+), наряду с «Тоской» (16+), смело можно назвать визитными карточками труппы этого периода.
Фестивали, лаборатории, союзы
Важным завоеванием театра за последние годы стало его развитие в статусе крупнейшего музыкально-театрального центра восточной части России. Огромную роль здесь сыграли проводимые театром международные фестивали и конкурсы. Резонансным стал и прошедший дважды за последние пять лет Байкальский международный конкурс вокалистов (2015, 2019 гг.), послуживший стартом для многих будущих звёзд мировой оперной сцены. Участников не только из России, но и Японии, Кореи, Китая собрал I Российско-Японский Евразийский конкурс артистов балета, проводимый Фондом Морихиро Ивата. Регулярным стало проведение в стенах театра Фестиваля балета имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева (четвёртый по счёту прошёл в 2018 г.) и Фестиваля оперы имени Л.Л. Линховоина (нынче состоялся шестой). Эти представительные театральные форумы собирают на нашей сцене солистов ведущих театров России.
Немаловажным направлением своей деятельности театр считает популяризацию бурятского композиторского творчества. Так, во второй половине 10-х на сцене театра состоялись юбилейные и памятные вечера С. Манжигеева (февраль 2015 г.), Э. Гармаевой (февраль 2016 г.), Б. Цырендашиева (ноябрь 2016 г.), Б. Ямпилова (декабрь 2016 г.),П. Дамиранова (октябрь 2018 г.), Б. Дондокова (декабрь 2018 г.), премьеры детских музыкальных сказок В. Усовича «Морозко (0+) (2014), «Двенадцать месяцев» (6+) (2015), «Мороз Иванович» (0+) (2016), хоровых буддийских песнопений Ю. Ирдынеева (6+) (2017), а в рамках цикла «Золотые страницы музыкального театра Бурятии» (6+) (2016-2021, автор и ведущий проекта музыковед Д.Д. Дондупов) рассказывалось о выдающихся артистах и событиях прошлых лет.
Параллельно начался активный поиск новых путей развития. Так в июле 2019 года впервые состоялась Лаборатория молодых хореографов, собравшая балетмейстеров из Москвы, Риги, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ. По её результатам появился проект «Бурятские сказки и легенды» (0+), который, с одной стороны, пополнил национальный репертуар, а с другой, позволил всем артистам бурятской труппы попробовать себя в новых хореографических техниках. Неслучайно эксперты «Золотой маски», посетившие один из премьерных показов лаборатории, включили проект в лонг-лист престижной национальной премии. Он продолжился в 2021 году Лабораторией молодых оперных режиссёров «Байкал-опера» и Второй хореографической лабораторией в 2023 году «Сахали. Байкальские легенды» (продюсером лабораторий на грантовые средства стал Давид Дондупов).
Удачным опытом осовременивания классической восточной сказки весной 2019 года стал балет Мариуса Петипа «Талисман» (12+) в постановке Александра Мишутина (Россия - Япония). Благодаря этому театр впервые стал номинантом национальной театральной премии «Золотая маска». Актуальные элементы хореографии стали ключевыми и при постановке осенней премьеры 2019 года - балета «Сон в летнюю ночь» (6+) московского хореографа Анастасии Кадрулевой (выпускницы Бурятского хореографического училища и Академии Русского балета им. Вагановой), которая сумела обозначить новый вектор развития балетной труппы.
2020 год стал периодом «глухих» сезонов, когда театр осуществлял свои премьеры из-за пандемии в закрытом формате, а позже полностью ушёл на карантин (март-декабрь 2020 г.).
Третье пришествие
В Международный день музыки, 1 октября 2021 года, коллективу был представлен новый художественный руководитель Владимир Рылов. В истории театра и для самого маэстро это стало уже «третьим пришествием»: 1986, 2001 и наконец 2024 год. Первый постановочный проект «Посвящаем Пушкину» (12+) (Рахманинов - Глинка) обозначил новый тренд развития. Именно с творчества Михаила Ивановича Глинки - «желудя, из которого вырос могучий дуб русской музыки» – начал маэстро свою селекцию, питая и очищая «корневую систему» музыкального театра: оркестр, хор, солисты. Основной акцент главный дирижёр сделал на возрождение отечественного репертуара, что уже в следующем году, в условиях «культуры отмены», стало символом укрепления почвеннической линии. За последние три года маэстро вернул на сцене русскую оперную классику: «Алеко» (12+) Рахманинов (2021), «Руслан и Людмила» (6+), концертное исполнение, Глинка (2021), «Иоланта» (12+) Чайковский (концертное исполнение, 2022), «Царская невеста» (12+) Римский-Корсаков (2022), «Борис Годунов» (12+) (2024) Мусоргский, «Евгений Онегин» (12+) (2024) Чайковский. Вторым новшеством стало возвращение на сцену из оркестровой ямы симфонического оркестра, что повысило исполнительский уровень самого коллектива музыкантов и дало возможность разнообразить репертуар концертными программами, и появление на сцене нового жанра полуконцертных постановок - «semi-stage».
Новейшее время
В рамках подготовки к столетнему юбилею республики в 2023 году в театре был проведён конкурс на создание национальной оперы и национального балета. Произведений этого формата в действующем репертуаре того времени насчитывались единицы. Началась масштабная работа по «национализации» репертуара. Её результатом стала премьера в юбилейном году балета «Земля веры — Баргуджин Тукум» (12+) Анастасии Дружининой и оперы «Эреэхэн» (12+) Баира Дондокова.
Годом ранее театр ставит рок-мюзикл «Бальжан Хатан» (6+) Сарантуи Жалцановой. Он открывает дорогу и новому жанру: в 2023 году состоялась премьера оперетты Имре Кальмана «Мистер Икс» (12+).
Не забывая и о постоянном статусе «академического», театр привлекает к сотрудничеству звёзд классической отечественной хореографии: в 2022 году постановщиком балета «Ромео и Джульетта» (6+) стал Михаил Лавровский, а в 2024 году балет «Шопениана» (6+) представил Андрис Лиепа. Последний поддержал в качестве ведущего и ещё один уникальный проект театра - «Балет на Байкале». Он прошёл уже в третий раз и стал одним из самых резонансных событий года в республике.
На федеральном уровне одним из самых значительных проектов последнего времени стала премьера легендарной оперы «Великая дружба» (12+) Мурадели и её последующий показ в Москве на Новой сцене Большого театра, которая вызвала неподдельный интерес среди знатоков отечественного музыкального театра. Для широкой публики знакомством с национальным хореографическим искусством Бурятии стал показ балет «Баргуджин тукум» (12+) в стенах Музыкального театра имени Станиславского в декабре 2023 года, завершившим юбилейные мероприятия республики. В числе них можно перечислить и Фестиваль балета им. Сахьяновой (2023) Фестиваль оперы им. Линховоина (2024).
Не забывает театр и о родной публике: ежемесячные гастроли по районам республики в том году обозначились первым коллективным выездом в Северобайкальск с показом балета «Красавица Ангара» (6+) и концертами в Баунтовском районе. Для детей были представлены спектакли «Дюймовочка» (0+) и «Снежная королева» (6+).
Всё активнее театр выходит в медийное пространство (передача «Служебный вход» (возрастное ограничение 12+) на одном из республиканских телеканалов) и социальные сети (по итогам 2023 года группы театра в соцсетях были признаны «Лучшим госпабликом сферы культуры»).
Театр жив, когда он меняется. Две цели – сохранение классического наследия и поиск современных театральных форм – окрыляют его дальнейший путь. А все повороты, взлёты и падения и есть выбор, который делало каждое поколение восьмидесятипятилетней истории театра.
Давид Дондупов, музыковед, председатель Союза композиторов Бурятии, замдиректора БГАТОиБ (2008-2022).