Вячеслав Наговицын: нас больше не устраивает простое «начинение» ребенка знаниями
Школы Бурятии начинают работать по-новому. Республика приступает к внедрению нового этапа комплексной модернизации образования. На церемонии торжественного открытия Республиканского года учителя в центре «Феникс» ВСГАКИ глава республики Вячеслав Наговицын наметил основные проблемы и направления работы по модернизации образовательной сферы
- Наша новая школа подразумевает новые стандарты качества образования. Мы в принципе должны изменить свой менталитет, кого и для чего мы готовим. Сегодня не должна устраивать простая подготовка и, я бы сказал, «начинение» ребенка знаниями, - сообщил Вячеслав Наговицын.
По его словам,сегодня образовательные программы будут состоять из двух частей. Базовая часть является обязательной для всех учащихся. Вторая часть – специальная, которую педагоги должны определить для каждого ребенка индивидуально
- Учителя общеобразовательных школ должны заниматься поиском одаренных, талантливых детей и давать им возможность реализовать себя в том предмете, в котором ученик преуспевает. Нужно выявить потенциал ребенка, к чему он способен, чем хочет заниматься, что любит больше всего в жизни, и уже дать ребенку углубленные знания именно в этом сегменте. А программа обучения старшеклассников должна быть прямо связана с выбором специальности, - пояснил президент.
За счет высвободившегося времени ребенку дадут возможность физически развиваться. Так как, по последним исследованиям, среди одинадцатиклассников республики абсолютно здоровых детей всего 15 процентов.
Новое понятие качества – это не «пятерки» в табеле успеваемости, а способность молодого человека интегрироваться в наше общество. «Самое главное – чтобы человек был здоровым, крепким, четко знал, чего он хочет в жизни, и имел внутренний потенциал, чтобы реализовать эти задачи», подчеркивалось в выступлении.
Начатый с 2010 года новый этап модернизации предусматривает самостоятельность в определении индивидуальных образовательных программ и расходовании финансовых средств. Такие возможности получат 87 школ, ставших победителями в национальном проекте образования и 14 школ, преобразованных в автономные учреждения. - Это первые ласточки, - сказал Вячеслав Наговицын.
При этом стоит отметить, что на федеральном уровне законодательно будет закреплено равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений.
Говоря о равенстве, президент затронул важную проблему отличия качества образования в городских и сельских школах Бурятии. О том, что различия существуют, говорят итоги республиканских школьных олимпиады, где побеждают, в основном, представители Улан-Удэ.
- Городские школы получили больше оснащения, качество образования немного повыше. Это связано с тем, что в более позднее время пришел интернет в районы, не сразу были оснащены все школы современным оборудованием, не все школы включились в новый эксперимент. Ясно, что городские школы ближе к министерству образования, и, наверное, им уделялось больше внимания, - объяснил глава Бурятии.
По его словам, многие сельские школы находятся в ветхих зданиях, для них наиболее актуальна проблема кадрового голода.
- Жизнь давно убедила нас в том, что качество образования зависит и от добросовестного труда учителя, и от условий, в которых ему приходится работать. Президент России ставит перед нами четкую задачу, чтобы каждая школа могла иметь потенциальные возможности подготовки высококвалифицированных, с хорошими знаниями, специалистов для будущей жизни. Этого можно достичь не просто оснащая эти школы, а применяя современные технологии, в том числе и дистанционное обучение. Будут создаваться специальные школы для одаренных детей. Мы создаем школьные округа с подвозом детишек в более современные оснащенные школы, и так далее, - сказал Вячеслав Наговицын.
В 2010-11 годах в Бурятии будет построено и сдано в эксплуатацию 18 образовательных учреждений. В Год учителя на всех уровнях будет осуществляться социальная поддержка работников образования, проводиться работы по улучшению жилищных условия молодых специалистов, по организации отдыха и оздоровления учителей. Средняя зарплата учителя должна быть доведена до до уровня зарплаты сферы экономики.