Улан-удэнский инженер собирает вертолёт у себя дома
Общество,
24.07.2013 11:07.
Простой инженер в Улан-Удэ своими руками делает собственный вертолет. На нем он мечтает облететь все красивые места Бурятии, недоступные для колесного транспорта. Винтовая машина строится уже четвертый год и забрала много сил и денег у своего создателя
Вертолет с двигателем «Субару»
На дворе предприятия «Металлоптторг», где работает Юрий Леонов, стоит его детище из дюралюминия. У него пока нет лопастей, двигателя и прочих необходимых узлов, но в каркасе уже угадываются очертания вертолета. Будучи в чем-то похожим на первые вертолеты, которые в своих мастерских делали конструкторы Сикорский, Миль и Камов, он все же отличается от них в лучшую сторону.
В кабинете у конструктора дожидается установки в машину уже готовая приборная панель с датчиками от серийного вертолета Ми-8. С приборами у Юрия Александровича все серьезно. «Здесь скороподъемность показывает, крен – при полете на низких скоростях крен выше 45 градусов делать нельзя, иначе ты сваливаешься, навигационные огни, сигнальные…», - рассказывает о приборах конструктор.
К тому же, если первые вертолеты имели двигатели мощностью всего лишь несколько десятков лошадиных сил, то аппарат Леонова будет поднимать движок от японского «Субару» с 240 лошадями. Конструктор отмечает, что выбрал субаровской двигатель благодаря его мощности в сочетании с легкостью конструкции. Но двигатель не самая главная забота Юрия Леонова: «Его можно купить, были бы деньги».
Летучее дерево
Самым главным элементом конструкции вертолета, по мнению инженера, являются лопасти. Они будут сделаны, как и шестьдесят лет назад, из дерева. «Первые вертолеты - наши, зарубежные - летали на деревянных лопастях, которые делались из бука или лиственницы. Я взял лиственницу, год ее сушил и передал соседу, который помогает мне», - говорит он. Из склеенных лиственничных брусков Юрий Александрович, после фрезеровки, покраски и центровки, планирует получить четыре прочных лопасти.
Кроме этого, большой проблемой является их установка на вертолет. «Дело в том, что тут лопасти не вертолетные и не самолетные. У вертолета обороты постоянные, поднимается и опускается он за счет изменения угла атаки лопастей. Здесь же, наоборот, углы атаки лопастей постоянные, а обороты меняются, от нуля до шестисот оборотов». Необходимо также сконструировать автомат перекоса с множеством сложных деталей, который поворачивает плоскости винтов, делая возможным движение машины вперед-назад и вправо-влево.
Из двух типов конструкций винтов – милевского и камовского - он остановился на последнем, «чтобы уйти от хвостового винта, сделать габариты минимальными, и можно было сесть на ограниченной площадке. И запас мощности выше. С хвостовым винтом вертолет значительно длиннее», - перечисляет достоинства выбранной схемы конструктор.
Напомним, вертолеты Камова отличаются от всех остальных отсутствием хвостового винта и двухэтажными подъемными винтами, установленными на одной оси. Именно по такой схеме построены самые знаменитые штурмовые вертолеты России – «Черная акула» и «Аллигатор».
Туристско-боевой вертолет
Кстати, так же как «Черная акула», вертолет Леонова имеет два небольших управляемых крыла. «Я их поворачиваю вертикально под углом, воздушный поток давит вниз, и за счет него вертолет сразу развернется». Правда, в отличие от своих боевых коллег, на его крылья не будут навешиваться ракеты, и функции его будут сугубо мирные.
Впрочем, пострелять вертолету все же придется. «Главная задача – уничтожать волков. Как только взлечу, в первую очередь возьму ружье и седока. В прошлом году волки давили скот прямо на глазах у народа. Это Закамна, Бичура, в Сосновоозерске такая же картина была. А зимой волков с воздуха великолепно видно, поэтому брать его не будет проблем. Раньше, кстати, так и отстреливали, но сейчас авиация очень дорогая, а эта заправляется обыкновенным 95-м бензином».
Вертолет будет способен поднять полезный груз в четверть тонны или двух пассажиров. Его максимальная скорость, по расчетам конструктора, будет составлять 175 километров в час, тогда как крейсерская ограничивается полутораста километрами. На такой скорости Юрий Леонов мечтает посетить все малодоступные места в республике, куда невозможно добраться на машине.
Несмотря на то, что расчетная высота полета составляет три километра, оптимальной конструктор считает высоту в один километр. «Тысячи метров за глаза хватает - все видишь, все красиво. Меня интересуют эти места», - указывает конструктор на карте Бурятии Еравнинские озера. «Там великолепные места, такие озера есть, глубокие, круглые абсолютно, и рыбы море! Хочу на Шумак слетать, ни разу там не был, хотя в Бурятии с 72-го года».
Сложности пилотирования
Когда вертолет будет построен, прежде чем полететь, Юрию Леонову нужно будет зарегистрировать его. «Сейчас, в соответствии с законом о малой авиации, летать разрешается. Для полетов надо иметь только пилотское удостоверение, для регистрации машины нужно соответствовать параметрам – иметь навигационные приборы, габаритные огни. У меня будет свой номер, эфирный позывной».
По позывному пилот будет выходить на связь с улан-удэнским аэропортом и говорить, куда и сколько он планирует лететь. После согласования маршрута и коридора полета вертолетчик может отправляться в путь. «Во всяком случае люди делают, летают», - говорит инженер и показывает фотографии своих новосибирских коллег, которые уже летают на собственном вертолете.
Конечно, полет не ограничивается только созерцанием вида сверху. Юрий Леонов отучился сначала в Саратовском летном училище, после чего, окончив сельскохозяйственный институт, приехал работать в Бурятию. Здесь он летал на спортивных самолетах и вертолетах, так что летного опыта инженеру не занимать. Кроме этого, ему понадобятся навыки штурмана. «На больших машинах стоит радар для определения истинной высоты полета от поверхности. Здесь его нет, здесь прибор измерения давления есть», - говорит он. Но этот прибор определяет высоту лишь относительно места вылета. Для полетов по гористой местности необходимо производить, по словам инженера, штурманский расчет на маршрутной карте.
Несмотря на трудности, Юрий Леонов уверен, что закончит доводку своего детища и все же полетит покорять вечно синие небеса Бурятии. Тем более после выхода телесюжета о нем уже появились люди, готовые ему помочь, сообщает «Номер один».
Вертолет с двигателем «Субару»
На дворе предприятия «Металлоптторг», где работает Юрий Леонов, стоит его детище из дюралюминия. У него пока нет лопастей, двигателя и прочих необходимых узлов, но в каркасе уже угадываются очертания вертолета. Будучи в чем-то похожим на первые вертолеты, которые в своих мастерских делали конструкторы Сикорский, Миль и Камов, он все же отличается от них в лучшую сторону.
В кабинете у конструктора дожидается установки в машину уже готовая приборная панель с датчиками от серийного вертолета Ми-8. С приборами у Юрия Александровича все серьезно. «Здесь скороподъемность показывает, крен – при полете на низких скоростях крен выше 45 градусов делать нельзя, иначе ты сваливаешься, навигационные огни, сигнальные…», - рассказывает о приборах конструктор.
К тому же, если первые вертолеты имели двигатели мощностью всего лишь несколько десятков лошадиных сил, то аппарат Леонова будет поднимать движок от японского «Субару» с 240 лошадями. Конструктор отмечает, что выбрал субаровской двигатель благодаря его мощности в сочетании с легкостью конструкции. Но двигатель не самая главная забота Юрия Леонова: «Его можно купить, были бы деньги».
Летучее дерево
Самым главным элементом конструкции вертолета, по мнению инженера, являются лопасти. Они будут сделаны, как и шестьдесят лет назад, из дерева. «Первые вертолеты - наши, зарубежные - летали на деревянных лопастях, которые делались из бука или лиственницы. Я взял лиственницу, год ее сушил и передал соседу, который помогает мне», - говорит он. Из склеенных лиственничных брусков Юрий Александрович, после фрезеровки, покраски и центровки, планирует получить четыре прочных лопасти.
Кроме этого, большой проблемой является их установка на вертолет. «Дело в том, что тут лопасти не вертолетные и не самолетные. У вертолета обороты постоянные, поднимается и опускается он за счет изменения угла атаки лопастей. Здесь же, наоборот, углы атаки лопастей постоянные, а обороты меняются, от нуля до шестисот оборотов». Необходимо также сконструировать автомат перекоса с множеством сложных деталей, который поворачивает плоскости винтов, делая возможным движение машины вперед-назад и вправо-влево.
Из двух типов конструкций винтов – милевского и камовского - он остановился на последнем, «чтобы уйти от хвостового винта, сделать габариты минимальными, и можно было сесть на ограниченной площадке. И запас мощности выше. С хвостовым винтом вертолет значительно длиннее», - перечисляет достоинства выбранной схемы конструктор.
Напомним, вертолеты Камова отличаются от всех остальных отсутствием хвостового винта и двухэтажными подъемными винтами, установленными на одной оси. Именно по такой схеме построены самые знаменитые штурмовые вертолеты России – «Черная акула» и «Аллигатор».
Туристско-боевой вертолет
Кстати, так же как «Черная акула», вертолет Леонова имеет два небольших управляемых крыла. «Я их поворачиваю вертикально под углом, воздушный поток давит вниз, и за счет него вертолет сразу развернется». Правда, в отличие от своих боевых коллег, на его крылья не будут навешиваться ракеты, и функции его будут сугубо мирные.
Впрочем, пострелять вертолету все же придется. «Главная задача – уничтожать волков. Как только взлечу, в первую очередь возьму ружье и седока. В прошлом году волки давили скот прямо на глазах у народа. Это Закамна, Бичура, в Сосновоозерске такая же картина была. А зимой волков с воздуха великолепно видно, поэтому брать его не будет проблем. Раньше, кстати, так и отстреливали, но сейчас авиация очень дорогая, а эта заправляется обыкновенным 95-м бензином».
Вертолет будет способен поднять полезный груз в четверть тонны или двух пассажиров. Его максимальная скорость, по расчетам конструктора, будет составлять 175 километров в час, тогда как крейсерская ограничивается полутораста километрами. На такой скорости Юрий Леонов мечтает посетить все малодоступные места в республике, куда невозможно добраться на машине.
Несмотря на то, что расчетная высота полета составляет три километра, оптимальной конструктор считает высоту в один километр. «Тысячи метров за глаза хватает - все видишь, все красиво. Меня интересуют эти места», - указывает конструктор на карте Бурятии Еравнинские озера. «Там великолепные места, такие озера есть, глубокие, круглые абсолютно, и рыбы море! Хочу на Шумак слетать, ни разу там не был, хотя в Бурятии с 72-го года».
Сложности пилотирования
Когда вертолет будет построен, прежде чем полететь, Юрию Леонову нужно будет зарегистрировать его. «Сейчас, в соответствии с законом о малой авиации, летать разрешается. Для полетов надо иметь только пилотское удостоверение, для регистрации машины нужно соответствовать параметрам – иметь навигационные приборы, габаритные огни. У меня будет свой номер, эфирный позывной».
По позывному пилот будет выходить на связь с улан-удэнским аэропортом и говорить, куда и сколько он планирует лететь. После согласования маршрута и коридора полета вертолетчик может отправляться в путь. «Во всяком случае люди делают, летают», - говорит инженер и показывает фотографии своих новосибирских коллег, которые уже летают на собственном вертолете.
Конечно, полет не ограничивается только созерцанием вида сверху. Юрий Леонов отучился сначала в Саратовском летном училище, после чего, окончив сельскохозяйственный институт, приехал работать в Бурятию. Здесь он летал на спортивных самолетах и вертолетах, так что летного опыта инженеру не занимать. Кроме этого, ему понадобятся навыки штурмана. «На больших машинах стоит радар для определения истинной высоты полета от поверхности. Здесь его нет, здесь прибор измерения давления есть», - говорит он. Но этот прибор определяет высоту лишь относительно места вылета. Для полетов по гористой местности необходимо производить, по словам инженера, штурманский расчет на маршрутной карте.
Несмотря на трудности, Юрий Леонов уверен, что закончит доводку своего детища и все же полетит покорять вечно синие небеса Бурятии. Тем более после выхода телесюжета о нем уже появились люди, готовые ему помочь, сообщает «Номер один».
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 14.12.2024
СВО эхилһэнэй һүүлээр сэрэгшэдые дэмжэхэ зорилгоор 7 миллиард түхэриг гаргагданхай
Общество, 14.12.2024
О соответствующем решении Роскомнадзора стало известно накануне, 13 декабря