Далай Лама дал рекомендации по «Основам религиозной культуры и светской этики»
Далай Лама предлагает оставить сугубо религиозный аспект буддизма, включающий молитвенные песнопения, обряды и ритуалы, за рамками школьной программы
Делегация преподавателей и ученых Республики Калмыкия вернулась на этой недели из продолжительной поездки по учебным заведениям, действующим на территории Индии под эгидой Его Святейшества Далай Ламы XIV.
Визит делегации, посетившей ряд важнейших средних и высших учебных заведений в Дхарамсале и Варанаси, был связан с введением в школьную программу нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Калмыкия, где 51 процента школьников отдали предпочтение изучению «Основ буддийской культуры» (одному из шести заявленных модулей), оказалась единственным буддийским регионом, отобранным министерством образования Российской Федерации для апробирования новой дисциплины.
Однако новая экспериментальная дисциплина, которая будет запущена в школах Калмыкии первого апреля, по признанию замминистра образования, вызывает немало вопросов и волнений. В попытке получить ответы на свои вопросы преподаватели из Калмыкии обратились к духовному лидеру буддистов Его Святейшеству Далай-ламе, создавшего на территории Индии уникальную систему светского образования для тибетских детей, которая представляет собой удачный симбиоз современного научного и традиционного буддийского образования.
На встрече с преподавателями из Калмыкии Далай Лама упомянул о трех составляющих буддизма: философской, научной и религиозной. Именно первый, философский аспект буддизма (пусть на первых порах и в его упрощенной форме) он порекомендовал для преподавания в светских учебных заведениях Калмыкии. Даже поверхностное ознакомление с философией буддизма, по его словам, поможет ребенку понять основные принципы достижения счастья и избавления от страданий, разобраться в которых можно и без опоры на религиозную веру.
Не менее целесообразно познакомить учеников и со вторым аспектом буддизма, который Далай Лама называет «наукой о функционировании сознания». В отличие от современной науки, сосредоточенной на изучении внешнего материального мира, буддийская наука веками изучала внутренний мир человека — его различные состояния и эмоциональные проявления. Открытия и прозрения буддийской науки помогут ребенку сориентироваться в океане чувств и эмоций, отдать предпочтение позитивным и созидательным состояниям ума и отказаться от негативных и разрушительных.
Подчеркивая, что самобытность Калмыкии, Бурятии и Тувы неразрывно связана с буддийским вероисповеданием, и настаивая на нецелесообразности перехода в другую религию, Далай-лама, тем не менее, предлагает оставить сугубо религиозный аспект буддизма, включающий молитвенные песнопения, обряды и ритуалы, за рамками школьной программы. Гораздо полезнее сосредоточиться на тех его составляющих, где ученик сможет опереться на здравый смысл и логический анализ.
Однако для преподавания этих аспектов буддизма необходима серьезная подготовка. Далай Лама отдал личное распоряжение Департаменту образования Центральной тибетской администрации, в ведении которого находится 77 учебных заведений в Индии, Непале и Бутане, оказать содействие министерству образования, культуры и науки Калмыкии в разработке учебных программ для преподавания основ буддийской культуры в республиканских школах.
- В самое ближайшее время мы планируем приступить к проведению ежемесячных лекций и семинаров для преподавательского состава средних школ с участием специалистов, направленных в Калмыкию Его Святейшеством Далай Ламой, — отметил глава буддистов Калмыкии.
Далай Лама, расставаясь с калмыцкой делегацией, отметил, что, понимая важность их миссии, «будет молиться за успешное осуществление всех намеченных планов», сообщает сайт «Сохраним Тибет».