Улан-Удэ угрожает смог
Дым от печных труб и транспорта уже стал привычным для зимнего Улан-Удэ. Смог от десятков тысяч частных домовладений, разросшихся на Левом берегу, и от такого же количества автотранспорта в будущем может стать проблемой номер один. При этом в мэрии и правительстве об этой проблеме стараются не думать
ТЭЦ-1 – детский лепет
Большая часть «деревенского Улан-Удэ» находится в низине, и от продуктов жизнедеятельности в основном страдают сами его жители. Плотный смог, похожий на туман, начинается с моста «Бегущая лань», стелется до самой Селенги в сторону Вахмистрово.
C каждым годом смог все больше накрывает центр Улан-Удэ, даже добираясь до спальных районов. Пока это не так часто, как в Улан-Баторе, где с юрточных поселков смог заволакивает центр. Однако в плане экологии мы необратимо движемся в сторону монгольского соседа.
За 20 лет обрастания Улан-Удэ деревней никто не задумался о строительстве ТЭЦ или хотя бы небольших котельных на Левом берегу. А сейчас уже поздно, возможности провести теплотрассу в условиях хаотично настроенных домов и узких улочек уже нет. И если ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые обогревают город, можно наказать за вред экологии, то простых жителей не накажешь. Как не предъявишь им требования по высоте трубы или по виду топлива. Хотя уже сейчас невооруженным глазом, без всяких экспертиз и проб воздуха видно, насколько больший урон наносят тысячи маленьких труб, чем одна большая ТЭЦ-1.
Прибавим к этому огромный вклад от выхлопных газов автомашин, которые периодически стоят в пробках на Левом берегу. Картина получается безрадостная. А ведь стоило когда-то нормально спроектировать город, и одной большой проблемой стало бы меньше. Теперь же здоровье и благополучие граждан под большим вопросом.
Дров уже нет
За одной экологической проблемой тянется другая. Основной вид топлива в частном секторе - дерево. Экологически чистое электричество для обогрева домов на Левому берегу недоступно. Напряжение слишком низкое, не говоря о его заоблачной цене. Уголь – тоже роскошь. Поэтому дрова из дерева – самая ходовая валюта зимой. Цены на это нехитрое топливо выросли. И если в прошлом году за маленькую машину дров просили 5-6 тысяч, сейчас все восемь. Более того, найти эту машинку не так-то просто. Весь лес, который был в «шаговой» доступности - в Иволгинском и Тарбагатайском районе, вырубили. Теперь дрова для растущего и потребляющего пригорода Улан-Удэ возят даже из Иркутской области. Некоторые шустрые граждане умудряются привозить лес со своей родины, с Курумкана, Джиды, Закамны. И очень редко эти дрова получены легальным способом.
Недавно и в правительстве заметили растущий спрос на топливо. Республиканское агентство лесного хозяйства даже начало продавать дрова населению по ценам ниже рыночных.
Проблема была ожидаемой
По данным Роспотребнадзора, за последние несколько лет загрязнение атмосферного воздуха в городе удвоилось. Если в 2007 году превышение гигиенических норм регистрировалось в 6,6 процента взятых проб, то в 2011 году этот показатель равнялся 14,8 %. А за семь месяцев 2012 года уже 16 %. Исследования выявляют превышения по взвешенным веществам, по азоту диоксиду, формальдегиду, фенолу, сере, диоксиду и оксиду углерода.
«Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются электроэнергетика и автомобильный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и др. Загрязнение атмосферного воздуха усугубляется ростом количества автотранспорта», - сообщается в докладе Роспотребнадзора за 2011 год.
Кроме этого, в ведомстве поясняют, что причинами загрязнения воздуха, в том числе, являются низкие печные трубы и старый автотранспорт, что не противоречит картине, наблюдаемой на Левом берегу и в других пригородах Улан-Удэ, имеющих преимущественно деревенский вид.
При этом данные Роспотребнадзора не совсем точно определяют состояние воздуха в Улан-Удэ. Основные контрольные точки для взятия проб находятся в пределах «старого города»: маршрутные посты расположены на территориях с наибольшей плотностью населения. Пост № 1 расположен возле школы № 3 (ул. Советская, 43), № 2 - в п. Кирзавод, № 3 - в п. Загорск, № 4 - возле школы № 49 (пр. Строителей), № 5 - возле школы № 17 (ул. Ключевская, 20 квартал), № 6 - п. Силикатный.
Таким образом, исследования воздуха на Левом берегу, в местах концентрации смога, никто не проводит. Сама нынешняя деревенская агломерация частью города практически не является. В силу отсутствия продуманной политики, строительства инфраструктуры, будь то централизованной системы отопления или доступного общественного транспорта, проблема зрела почти двадцать лет. И сегодня ее просто нельзя не заметить, сообщает «Номер один».
ТЭЦ-1 – детский лепет
Большая часть «деревенского Улан-Удэ» находится в низине, и от продуктов жизнедеятельности в основном страдают сами его жители. Плотный смог, похожий на туман, начинается с моста «Бегущая лань», стелется до самой Селенги в сторону Вахмистрово.
C каждым годом смог все больше накрывает центр Улан-Удэ, даже добираясь до спальных районов. Пока это не так часто, как в Улан-Баторе, где с юрточных поселков смог заволакивает центр. Однако в плане экологии мы необратимо движемся в сторону монгольского соседа.
За 20 лет обрастания Улан-Удэ деревней никто не задумался о строительстве ТЭЦ или хотя бы небольших котельных на Левом берегу. А сейчас уже поздно, возможности провести теплотрассу в условиях хаотично настроенных домов и узких улочек уже нет. И если ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые обогревают город, можно наказать за вред экологии, то простых жителей не накажешь. Как не предъявишь им требования по высоте трубы или по виду топлива. Хотя уже сейчас невооруженным глазом, без всяких экспертиз и проб воздуха видно, насколько больший урон наносят тысячи маленьких труб, чем одна большая ТЭЦ-1.
Прибавим к этому огромный вклад от выхлопных газов автомашин, которые периодически стоят в пробках на Левом берегу. Картина получается безрадостная. А ведь стоило когда-то нормально спроектировать город, и одной большой проблемой стало бы меньше. Теперь же здоровье и благополучие граждан под большим вопросом.
Дров уже нет
За одной экологической проблемой тянется другая. Основной вид топлива в частном секторе - дерево. Экологически чистое электричество для обогрева домов на Левому берегу недоступно. Напряжение слишком низкое, не говоря о его заоблачной цене. Уголь – тоже роскошь. Поэтому дрова из дерева – самая ходовая валюта зимой. Цены на это нехитрое топливо выросли. И если в прошлом году за маленькую машину дров просили 5-6 тысяч, сейчас все восемь. Более того, найти эту машинку не так-то просто. Весь лес, который был в «шаговой» доступности - в Иволгинском и Тарбагатайском районе, вырубили. Теперь дрова для растущего и потребляющего пригорода Улан-Удэ возят даже из Иркутской области. Некоторые шустрые граждане умудряются привозить лес со своей родины, с Курумкана, Джиды, Закамны. И очень редко эти дрова получены легальным способом.
Недавно и в правительстве заметили растущий спрос на топливо. Республиканское агентство лесного хозяйства даже начало продавать дрова населению по ценам ниже рыночных.
Проблема была ожидаемой
По данным Роспотребнадзора, за последние несколько лет загрязнение атмосферного воздуха в городе удвоилось. Если в 2007 году превышение гигиенических норм регистрировалось в 6,6 процента взятых проб, то в 2011 году этот показатель равнялся 14,8 %. А за семь месяцев 2012 года уже 16 %. Исследования выявляют превышения по взвешенным веществам, по азоту диоксиду, формальдегиду, фенолу, сере, диоксиду и оксиду углерода.
«Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются электроэнергетика и автомобильный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и др. Загрязнение атмосферного воздуха усугубляется ростом количества автотранспорта», - сообщается в докладе Роспотребнадзора за 2011 год.
Кроме этого, в ведомстве поясняют, что причинами загрязнения воздуха, в том числе, являются низкие печные трубы и старый автотранспорт, что не противоречит картине, наблюдаемой на Левом берегу и в других пригородах Улан-Удэ, имеющих преимущественно деревенский вид.
При этом данные Роспотребнадзора не совсем точно определяют состояние воздуха в Улан-Удэ. Основные контрольные точки для взятия проб находятся в пределах «старого города»: маршрутные посты расположены на территориях с наибольшей плотностью населения. Пост № 1 расположен возле школы № 3 (ул. Советская, 43), № 2 - в п. Кирзавод, № 3 - в п. Загорск, № 4 - возле школы № 49 (пр. Строителей), № 5 - возле школы № 17 (ул. Ключевская, 20 квартал), № 6 - п. Силикатный.
Таким образом, исследования воздуха на Левом берегу, в местах концентрации смога, никто не проводит. Сама нынешняя деревенская агломерация частью города практически не является. В силу отсутствия продуманной политики, строительства инфраструктуры, будь то централизованной системы отопления или доступного общественного транспорта, проблема зрела почти двадцать лет. И сегодня ее просто нельзя не заметить, сообщает «Номер один».
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.