Социологи: в Бурятии появилась мода на религиозность
Верующими признали себя 48 процентов жителей Бурятии. Еще 38 процентов заявили, что «скорее веруют». Атеистами себя признали только 4,6 процента городских жителей и 4,5 процента сельчан. При этом в 2007 году число атеистов составляло 15,4-15,3 процента, а в 2005 – 19,2-21,1 процент.
Больше всего верующих среди молодежи от 18 до 29 лет и пенсионеров старше 60 лет. Однако оценка степени религиозности показала, что познания жителей Бурятии в своей религии невысоки. Рост самооценки людей своей религиозности, не привел к глубокому изучению веры. Многие соблюдают лишь по одной традиции, предусмотренных их верой и затрудняются ответить, какие традиции и праздники существуют.
- Более половины улан-удэнских буддистов из праздников указали только Сагалгаан и примерно каждый четвертый из них не мог назвать ни одну традицию, - сообщила Цыцык Будаева.
Сагалгаан стал самым популярным праздником у буддистов, а у православных – Рождество, Пасха и Троица.
- Несмотря на национальную принадлежность, жители Бурятии не соблюдают в полной мере те религиозные традиции и обычаи, которые присущи практикующим верующим, - отметила Цыцык Будаева.
Таким образом, по ее мнению, можно говорить, что рост числа верующих в какой-то степени - дань моде на религиозность.
Говоря о роли религии в обществе, треть респондентов отмечают, что она способствует формированию терпимости и доброго отношения друг к другу в семье и обществе. Также религия важна для объединения и консолидации – так ответило свыше 24 процентов. 18 ,4 процента считают, что она способствует развитию личности, формирует нравственную ответственность. Также можно говорить о возрастании роли религии в обществе.
- В первые годы демократизации буряты оценивали религию как фактор мобилизации этнической энергии, а на последующих этапах развития общественно-политической ситуации религию стали расценивать как фактор, формирующий терпимость, - пояснила Цыцык Будаева.
По данным исследования, 80 процентов жителей отрицают, что в Бурятии в ближайшее время возможно возникновение протестных настроений на религиозной почве.
Как было заявлено, исследование проводилось с соблюдением всех технологий социологического опроса, в нем принимали участие в разных годах 1500-2000 человек, погрешность не превышает статистические нормы.