«Вести ФМ»: БАМ – легенда и пафос брежневской эпохи

Общество,  05.06.2014 15:01.
В этот день ровно 40 лет назад - в 1974 году - на сооружении Байкало-Амурской магистрали (БАМа) была проведена первая стыковка в районе сооружения трассы Тында – Беркакит

Подробности были освещены в рубрике «Уроки истории» на радио «Вести ФМ»:

«Строительство БАМа - одно из ярких пафосных явлений и, можно сказать, примет брежневской эпохи. Немало было язвительных шуток - в основном, как защитная реакция на обилие агитационно-пропагандистских материалов, связанных с этим строительством. Само по себе оно, кстати, задолго до Брежнева началось и, строго говоря, до конца не завершено и по сей день.

1974 год в этом смысле показателен именно как придание второго дыхания стройке, причём больше в идеологическом плане, нежели народно-хозяйственном. В апреле БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На очередном съезде ВЛКСМ прямо из Кремлёвского дворца под бурные овации делегатов на стройку ушёл первый отряд. В июле последует особое постановление ЦК и Совмина, выделены средства на строительство участка от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре.


Между тем, идея прокладки своего рода дублёра Транссиба севернее Байкала для освоения новых территорий Дальнего Востока возникла ещё задолго до советской власти. Проектирование Тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала русским техническим обществом началось ещё в 1888 году. Тогда, правда, было признано, что технических средств для осуществления строительства в столь отдалённых районах ещё явно не хватает. К этой идее вернулись в 1926 году - отдельный корпус железнодорожных войск Красной Армии провёл топографическую разведку местности. В 1932 году вышло постановление Совнаркома с тем же названием, что и спустя 40 лет, - о строительстве БАМа. На практике его в 30-е годы осуществляло специфическое ведомство - Управление исправительно-трудовых лагерей НКВД, а именно Бамлаг. Тогда были сооружены три соединительных с Транссибом ветки БАМ - Тында, Волочаевка - Комсомольск и Известковая - Ургал.


В годы Великой Отечественной звенья пути, мостовые фермы и прочее оборудование решением ГКО были на первой из названных трасс демонтированы и переброшены на сооружение рокадной железнодорожной ветки Сталинград - Саратов - Ульяновск. Она сыграла большую роль в снабжении советских войск в Сталинградской битве.

В июне 1947 года строительство БАМа возобновилось, первый поезд по линии Тайшет - Усть-Кут прошёл уже в июне 1951 года. А если говорить о продолжении истории сооружения БАМа после 1974 года, то знаковый рубеж - это сентябрь 1984 года - завершение строительства участка Тында - Беркакит. Хотя самый длинный в России Северомуйский тоннель протяжённостью более 15 километров на этом участке будет введён в постоянную эксплуатацию только в декабре 2003 года».

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Улан-Удэ задержали 62-летнюю карманницу
Полицейские установили, что женщина специализируется на хищениях имущества и денег у пенсионерок
В Забайкалье два грузовика ушли под лёд
Водители хотели сократить путь
Студент из Улан-Удэ перевёл мошенникам 750 тысяч рублей
Аферисты обещали парню большую прибыль
У жителя Бурятии нашли наркотики в кроссовках
Молодого человека задержали транспортные полицейские
В интернате в Бурятии разбушевалась чесотка
Её подхватили почти полсотни человек
В Иркутске мать избила педиатра из-за отсутствия бахил
Обстоятельства случившегося выясняют следователи
В Иркутске вандал испортил фасад дома
Его просят добровольно прийти в «управляшку»
Уроженца Бурятии будут судить на Сахалине за кражи
Мужчина прикарманил чужие карты и потратил деньги с одной из них
^