Экологи встревожены «катастрофическим» ростом числа диких туристов на Ольхоне
Как сообщает ее сотрудник, известный орнитолог Виталий Рябцев, в 2011 году (с 28 июля по 1 августа) научный отдел Прибайкальского национального парка насчитал 595 палаток и при них 316 автомобилей, а в 2014 году (с 4 по 8 августа) – 747 палаток и 462 автомобиля. В каждой палатке в среднем по два человека, то есть 1,5 тыс. в целом одномоментно.
Местом скопления основной массы таких туристов является восьмикилометровый участок побережья от деревни Малый Хужир до деревни Харанцы на западном берегу острова. Здесь во время подсчетов находилось 397 палаток и 237 автомобилей.
- Сюда же ежедневно из Хужира прибывают еще сотни автомобилей, десятки квадроциклов. Рекреационная нагрузка на данном участке запредельна, ценные природные объекты здесь стоят на краю гибели, - пишет Виталий Рябцев. К примеру, сейчас на берегу Хужирского залива строится танцпол, невзирая на растущий рядом эндемичный черепоплодник.
При этом, как сообщает Виталий Рябцев, за последние три года на Ольхоне значительно увеличилось число организованных (т.е. живущих не в палатках) автотуристов. По приблизительной оценке, на всех ольхонских турбазах, отелях и семейных гостиницах единовременно может находиться до 8 тыс. человек (в реальности полностью все места не заполняются даже в пик сезона). Появилось несколько новых очень крупных турбаз, а также множество более мелких. Значительная часть людей прибывает сюда на своих автомобилях. В июль-август сотни машин выезжают из хужирских турбаз и курсируют по острову, скапливаясь в популярных местах отдыха. От 40 до 100 автомобилей УАЗ ежедневно выезжают из Хужира на экскурсионные маршруты. Соответственно увеличился вклад этой категории отдыхающих в разрушение ольхонской природы.
- В нынешних условиях единственный способ сохранения ценных природных участков Ольхона и Приольхонья - устройство заграждений, установка на проселочных дорогах шлагбаумов. Еще в 2011 г. для Ольхона мы предложили список мест, где необходимы эти сооружения, - убежден Виталий Рябцев. - Например, каньон у мыса Будун. Увы, до сих пор заграждения в нем нет.
Но и шлагбаумы не всегда помогают. К примеру, был установлен шлагбаум в пади Идиба на острове, вероятно, в 2013 году. Но в августе 2014 года он оказался сломан. Шлагбаум по дороге на мыс Хобой призван не ограничивать число туристов, а лишь собирать с них деньги. При этом мыс уже вытоптан так, «будто здесь паслись стада коз».
Ученый настроен пессимистично: «Остается рассчитывать лишь на единственный работающий в наше время регулятор – на рыночные отношения. Рано или поздно гибель природной красоты ландшафтов Ольхона в результате их застройки, разрушения травяного покрова и почв на огромных площадях из-за тысяч автомобилей и квадроциклов, катастрофических лесных пожаров (их вероятность увеличивается с каждым годом) приведут к тому, что остров потеряет свою туристическую привлекательность. Ослабеет поток туристов. Прекратится строительство новых турбаз, домов и усадеб, а старые будут продаваться за бесценок. Начнется исход жителей из разросшегося Хужира – на материк. Лишь тогда природа начнет медленно восстанавливаться. Может быть до того времени и доживет часть местных эндемичных и реликтовых растений, кое-кто из краснокнижных животных. Но не орлов. Их тут уже нет», сообщает ИА «Байкал Инфо».