Бурятия может помочь Иркутску в создании музея военной авиации
Сегодня на учебном аэродроме расформированного Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища готовится к переезду половина самолетов: Су-17, Л-9, МиГ-29, Су-27, Ми-24, Ан-24, Ту-22М3. Их последним пристанищем станет площадка иркутского аэропорта. Транспортировку самолетов планировали с января, тогда по замерзшему грунту перекатить беспомощных гигантов было проще. Теперь почва оттаяла больше чем на полметра, и дорожное полотно рискует просесть под многотонными Ил-76 и Ту-22.
- Сейчас техника в рамках договора между министерством обороны и региональным правительством передана области на ответственное хранение» - пояснил нам Анатолий Припузов, директор по корпоративным вопросам ФГУП «Аэропорт-Иркутск». По словам специалиста, уже готовится перевозка самолетов на специальную площадку в аэропорту.
До сих пор открыт вопрос о собственнике техники, не ясно, кто именно будет реставрировать и содержать самолеты. Предположительно, это может делаться одновременно из бюджета города, области и иркутского аэропорта. Ждут помощи от авиазавода, ДОСААФ, меценатов. По примерным подсчетам, на реставрацию десяти самолетов потребуется более 10 миллионов рублей.
Сколько потребуется на реставрацию одного МиГ-15 УТИ, выкупивший его Андрей Ставинов пока не загадывает. Сегодня Андрей в числе тех, кто с минувшей пятницы ведет приемку самолетов на учебном аэродроме ИВВАИУ: составляет опись деталей. Директор частного авиационно-технического клуба «Беркут» на свои средства перекупил у утилизаторов один из самых массовых советских истребителей. МиГ-15 попал в Иркутск из Братска, несколько лет простоял на постаменте, после попал в парк ИВВАИУ. Уникальная для области техника не вошла в число потенциальных экспонатов. Если силами реставраторов удастся восстановить машину, она станет старейшей в будущем музее. По разным данным, самолет выпустили в промежутке между 1952 и 1959 годами.
Пока у инженеров нет чертежей и схем, чтобы начать восстановление выпотрошенного самолета. Весь чемодан документов, примерно столько специальной литературы потребуется проштудировать реставраторам, есть только на улан-удэнском авиазаводе, где в 50-х годах прошлого века выпускались пятнадцатые МиГи.
- Возможно, коллеги из столицы Бурятии посочувствуют и поделятся материалами бесплатно, но могут выставить и полный счет, - сказал Андрей.
Как сообщили «Байкал-Daily» на Улан-Удэнском авиационном заводе, поскольку завод не являлся разработчиком самолета (МиГ-15 разработан в ОКБ Микояна), вопрос о праве на передачу документации довольно сложен, необходим запрос в конструкторское бюро.
На территории будущего музея площадью три гектара сегодня достаточно места для возможных экспонатов. Если музей будет создан, в скором времени его смогут пополнить и четыре самолета авиационно-технического колледжа. С переходом на «Боинги» учебные Як-40, Ан-2, Ми-24, Ту-154 для подготовки специалистов станут не нужны, сообщает «АиФ в Восточной Сибири».