Прокуратура заставляет мэрию Улан-Удэ открыть свыше новых 16 тысяч мест в детсадах
В республиканской прокуратуре пояснили, что «понуждение к совершению действий» — распространенная в российских городах практика воздействия на муниципальные власти, провоцирующие массовые нарушения прав граждан на получение бесплатного дошкольного образования. Подобные прецеденты есть и в Бурятии.
В декабре 2009 года суд Окинского района удовлетворил исковые требования прокурора к муниципальным властям о строительстве нового дошкольного учреждения и сдачи его в эксплуатацию не позднее сентября 2011 года.
Примечательно, что деньги на детский садик вместимостью 50 мест отыскались из средств, которые полагались Окинскому району в рамках празднования 350-летия присоединения Бурятии к России — 50 миллионов рублей, из которых 48 миллионов федеральные средства.
И если даже у районной власти были планы потратить эти 50 миллионов на другие не менее важные цели, судебное решение придало «инвестициям» твердый целевой характер.
Нечто подобное ожидается и в Улан-Удэ, где число очередников перевалило за 16 тысяч ребятишек. Правда, масштабы немного другие, не как в Окинском районе с очередью в 100 ребятишек. Чтобы построить детские сады на 16 тысяч 202 места, Улан-Удэ потребуется как минимум 16 миллиардов рублей. Причем ни в мэрии, ни в правительстве Бурятии не отказываются от решения проблемы, все осознают и даже пытаются как-то повлиять на ситуацию, например, пропагандируя открытие частных детских садов. Но конкретного плана действий с жесткими суммами и сроками исполнения, судя по всему, нет.
И в самом деле, муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Улан-Удэ», принятая на период с 2006-го по 2010 годы, — как шагреневая кожа, она постоянно претерпевает изменения. В 2009 году заявленный объем финансовых средств сократился с 2 миллиардов до 643 миллионов рублей, а в июне 2010 года вообще ужался до 416 миллионов, что хватит примерно на 400 мест.
В прокуратуре Бурятии отметили, что спрос на места в детских садах постоянно увеличивается — именно в связи с ухудшением социально-экономических условий жизни улан-удэнских семей:
— С одной стороны, это увеличение числа одиноких женщин, вынужденных работать, покупка жилья через ипотеку и необходимость ежемесячно погашать кредит, страх матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, потерять рабочие места. С другой стороны, понимание родителей, что только в детских садах созданы условия, способные обеспечить гармоничное интеллектуальное и физическое развитие детей, их подготовку к школе.
Заметим, что в период так называемых экономических реформ в Улан-Удэ закрылось порядка 40 процентов дошкольных учреждений. Большинство из них так и не удалось вернуть. Сейчас в столице Бурятии насчитывается 68 муниципальных детских садов, 10 ведомственных учреждений и восемь частных с охватом порядка 16 тысяч детей.
По прогнозу к 2012 году количество детей в возрасте от полутора до семи лет достигнет в Улан-Удэ 85 тысяч. Понятно, что при сохранении нынешних темпов строительства дошкольных учреждений очередь в детские сады в Улан-Удэ не только не сократится, но и значительно вырастет, что чревато социальными потрясениями.
В свою очередь, мэрия Улан-Удэ могла бы подать иск к правительству Бурятии. Согласно ФЗ «Об образовании», дошкольные учреждения имеют право на получение финансовой помощи из средств субъекта Российской Федерации, что подтверждается судебной практикой и определением Верховного суда России.
Однако республиканские ведомства эти обязательства не признают, возлагая ответственность за функционирование и содержание детских садов на местные бюджеты.
Между тем речь идет о больших суммах. К примеру, с 2007 по 2010 годы на оплату труда работников дошкольных учреждений, расходов на учебные пособия и хозяйственные нужды из городского бюджета затрачено около 1,3 миллиарда рублей. На эти средства, которые по закону подлежат финансированию за счет субвенций из бюджета субъекта РФ, можно было бы организовать 1300 мест в детских садах, сообщает «МК в Бурятии».