Министр культуры Бурятии: Для театра это обычный конфликт
- Тимур Гомбожапович, после таких анонимных жалоб не жалеете, что согласились занять пост министра культуры?
- Нет, не жалею. Любой руководитель принимает решения, которые кому-то могут не понравиться. Тем более в сфере культуры любой человек, принимающий решения, будь то директор театра или режиссер, заведомо обречен на критику. Хорошо, когда она конструктивная и открытая.
- И все-таки вам достаётся больше всех.
- И заметьте, мои оппоненты, будем их так называть, начинают свою активность именно в тот момент, когда меня нет в республике. Как будто ждут, когда же я уеду в отпуск или командировку. Помните, в прошлом году была ситуация, когда сайт БМК написал, что я подаю в суд на «Информ Полис». Я с удивлением узнал об этом, находясь в командировке в Москве. Так и сейчас я узнал об анонимке, находясь в отпуске. Расчет на то, что я не отреагирую и не смогу дать адекватный ответ?
- Добавлю, что повышенное внимание к нам прессы обусловлено еще и тем, что наша деятельность у всех на виду. Ваши читатели и вы сами одновременно являетесь зрителями театров и концертов, читателями книг. И у каждого свое мнение на увиденное и услышанное. Журналистам нетрудно это понять. И ваше творчество может нравиться не всем. И кадровые вопросы постоянно возникают.
- Но почему так сотрясают именно наши театры?
- Почему же только наши? Такие разногласия бывают почти в каждом театре. Вспомните конфликт Волочковой с Большим театром. Если отбросить в сторону распиаренную светскую сторону этого конфликта, станет ясно: любой театр бурлит страстями не только на сцене. А недавний уход режиссера Любимова? Кто упрекнет его в неинтеллигентности, когда он жалуется, что артисты не хотят работать, а лишь получать большие деньги. А ведь речь идет об одном из ведущих театров страны. Так что в этом смысле и наши театры ничем не хуже столичных. Стоит понимать, что артисты среди творческих людей имеют самое ранимое самолюбие.
- В прошлые годы аналогичные ситуации бывали и в других театрах?
- Конечно, год назад, в августе, еще до назначения Антона Лубченко, восемь ведущих артистов балета написали заявления об увольнении. Таким образом, по сути, срывая начинающийся сезон, они протестовали против руководства театра. Тогда ситуацию удалось выправить, ребята отозвали заявления. Но всех проблем мы еще не решили. Помните, что раньше режиссеры в Русском драмтеатре менялись чуть ли не каждый год. Когда-то из Бурдрамы ушли супруги Жамбаловы, Жалцановы.
- Как вы относитесь к сложившейся ситуации, связанной с противоречивой информацией об Антоне Лубченко?
- На самом деле для театра это обычный конфликт. Но с точки зрения профессиональной некоторые проблемы или недопонимание передо мной озвучивали только Батор Будажапович Будаев, Дамба Гуржапович Занданов и Дарима Лхасарановна Линховоин. Разбирали мы и конфликт между худруком и гобоисткой Кирилловой. Я всегда говорил и говорю артистам: ко мне можно прийти по любым вопросам. Но, кроме вышеназванных людей, никто из театра больше не подходил. Но в любом случае, как вы выразились, «противоречивая информация» послужила основанием для того, чтобы не продлевать с ним договор.
- Пишут, что вы чуть ли не самолично пригласили Лубченко на работу.
- Я не был с ним даже знаком до подписания контракта. Писать, что худрука можно пригласить по собственному желанию, может только тот, кто не понимает механизма такого отбора творческих специалистов. Сначала рассматриваются рекомендации. У Лубченко они были и от серьезных специалистов.
- Так кто же все-таки написал жалобу?
- Обращение поступило в министерство от депутата Народного Хурала. В нем сказано, что к нему обратились «артисты», кто конкретно - не указано. Обычно нам направляют и копию обращения граждан, чтобы мы могли реагировать на конкретно поставленные вопросы. Но, видимо, в данном случае конкретные имена не указаны, это больше похоже на анонимное обращение.
- И вы даже не догадываетесь?
- Ну, конечно, догадываюсь (улыбается). По стилю, манере и изложенным «фактам» это почерк бывшего директора оперного театра. Но, подчеркиваю, это только догадки. Сейчас сами артисты театра просят нас назвать имена тех, кто подписал письмо. А как мы узнаем, если и у нас анонимка! Кстати, по закону анонимные обращения не должны публиковаться в прессе. Иначе завтра можно такие же анонимки написать на любого человека. Не удивлюсь, что после этого интервью и на вас подадут в суд или придет анонимка.
- Кто будет новым худруком, как будет проходить процедура его назначения?
- Имя я пока назвать не могу, потому что вопрос решается коллегиально. Чтобы избежать прошлых недочетов, мы проведем ряд встреч претендентов с творческим составом, оркестром, солистами. И если не будет резких возражений, я смогу подписать срочный трудовой договор на один год.
- А почему срочный? Почему только на год?
- Вы знаете, сегодня это общепринятая практика в театральной сфере. Сегодня другое время, «быстрое», что ли. Театр быстрее реагирует на жизнь, на потребности людей. Зритель, слушатель постоянно ищет новых впечатлений, новых эмоций, новых решений, поэтому и дирижеры, режиссеры, артисты стали более мобильными. Они ездят на постановки в другие театры, города, страны, тем самым находятся в постоянном творческом поиске. Тот же Олег Юмов, например. Безусловно, если новый дирижер будет нам интересен, мы будем просить его остаться еще на какое-то время.
- Что в планах у театра, у министерства, чего ждать в новом сезоне?
- Молодые солисты театра Аюна Базаргуруева, Михаил Пирогов и Намхайн Мунхзул примут участие во втором туре конкурса итальянской оперы Competizione dell Opera, который пройдет в сентябре в Большом театре. В содружестве с этим конкурсом мы проводили Международный Байкальский конкурс вокалистов. В рамках Года Испании в России, при финансовой поддержке Минкультуры России и Посольства Испании в Москве, театр должен возобновить оперу Бизе «Кармен» с участием испанских дирижера и солистки. Скорее всего, в этом сезоне будет поставлена и «Пиковая дама» Чайковского, театр ведет переговоры с режиссерско-постановочной группой. Украсят сезон обновленный «Энхэ-Булат Батор» и новые одноактные балеты Питера Куанца.
Ну а в министерстве сейчас полным ходом идет подготовка к Международному музейному проекту «Чайный путь», который проходит в рамках Байкальского международного туристического форума. К нам приедут музейщики из регионов России, Монголии, Китая. Концертом группы «Намгар» мы презентуем фестиваль «Голос кочевников. Байкал - Бурятия» для ведущих туроператоров. Ну а настоящим сокровищем проекта станет выставка из фондов Томского областного художественного музея «Многоликие реалии русской живописи XIX - XX века». Это выставка из 36 картин и икон, которые еще никогда не вывозились из Томска, и их впервые увидят жители Бурятии.
- Ваши пожелания читателям.
- Побольше ярких культурных впечатлений, в том числе от СМИ. Чтобы умели различать заказные статьи от объективных, где всегда есть мнения разных сторон конфликта, а не одной. И отдельно хотелось бы обратиться к некоторым политикам. Я понимаю, что у вас скоро выборы и горячий сезон для повышения своего рейтинга. Пожалуйста, повышайте его за счет своих реальных добрых дел, а не за счет душевных сил людей культуры, особенно работников сцены. Помните, что им выходить на сцену, чтобы поддерживать зрителей, радовать своим творчеством, сообщает еженедельник «Информ Полис».