Геннадий Айдаев получил «четвёрку» в рейтинге влиятельности мэров
Отличников среди 202 российских мэров и сити-менеджеров набралось всего восемь человек.
Около трети всех градоначальников — двоечники и троечники, мэр Копейска Михаил Конарев единственный умудрился заработать «кол», основная же масса — хорошисты. По мнению экспертов, влияние избранных мэров будет расти.
Фонд «Петербургская политика» и холдинг «Минченко Консалтинг» подготовили индекс политического влияния глав городов. Для этого были проанализированы успехи 202 градоначальников — с третьего по численности Новосибирска до Ессентуков. Мэры Москвы и Петербурга в рейтинг не попали. Зато эксперты дали разные оценки главе города и сити-менеджеру, чтобы определить, кто из них лучше воспринимается населением.
Влияние оценивалось по пятибалльной шкале. Высший балл заслужили лишь восемь градоначальников. Мэр Махачкалы Саид Амиров — за «высокий уровень влияния в республиканской элите»; мэр Новороссийска Владимир Синяговский — за «высокий рейтинг «Единой России» и организацию шоу байкеров с участием премьер-министра»; мэр Подольска Николай Пестов — за «недавнее переизбрание и социальную стабильность», мэр Коломны Валерий Шувалов — за «поддержку областных властей». Отличниками стали также мэры Йошкар-Олы Леонид Гаранин, Орска — Виктор Франц, Раменского — Владимир Кирьяков и Ногинска — Виктор Хватов.
Наиболее часто встречается оценка «4», ее заработал 131 градоначальник. Выделился мэр Копейска Михаил Конарев, ставший единственным среди коллег, получившим «единицу». Его шаткое положение обусловлено «скорыми выборами в городе, длительным сроком пребывания на посту, конфликтами вокруг возможного объединения с Челябинском и проблемой с обманутыми дольщиками». Остальные 62 мэра — примерно пополам двоечники и троечники.
Хоть в целом ряде городов, в том числе в Улан-Удэ, отменили прямые выборы мэров, говорить о полном принятии этой схемы не приходится. В 107 из анализируемых городов (включая миллионники Новосибирск, Самару, Омск, Ростов-на-Дону) удалось сохранить выборы. Попытки их отмены повсеместно встречают все большее сопротивление местных элит, говорится в исследовании.
- Серьезным моральным стимулом для сторонников сохранения прямых выборов стала проблема с появлением в регионах «серых кардиналов», нередко в должности вице-мэров, активно берущих на себя принятие ключевых решений в условиях неурегулированности отношений между главами и сити-менеджерами, яркий пример — Екатеринбург», — прокомментировал руководитель «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко.
Нередки конфликты и между губернаторами и мэрами. При этом подчеркнуто силовые и жестко административные способы замены мэров постепенно уходят в прошлое. В 2011 году смена власти по жесткому сценарию имела место лишь в Волгограде, Королеве, Бийске, Братске, Петропавловске-Камчатском. Но это уже не скандальные прошлогодние замены мэров Благовещенска и Барнаула. Что же касается правоохранительных органов, то они охотнее переключаются с глав муниципальных образований на вице-мэров (Екатеринбург) и губернаторов (дело главы Тульской области Вячеслава Дудки), сообщает «РБК.Daily».