«МК в Бурятии»: Власти Бурятии игнорируют уникальный туристический ресурс
Один из главных туристических ресурсов Бурятии, «саркофаг» с Драгоценным телом главы буддистов России, хамбо-ламы Итигэлова, не упомянут ни единым словом в концепциях и программах по развитию туризма
Этой достопримечательности также нет на сайте республиканского агентства по туризму - главном туристическом сайте «Туризм и отдых в Бурятии». Вскользь, без единой фотографии, упомянуто об Итигэлове в последнем официальном издании путеводителя «Бурятия».
В то время как олигархи, звезды всех мастей, государственные мужи и прочие знаменитости уже открыто толпами едут в Верхнюю Иволгу, чтобы просто постоять рядом с тайной, наша власть делает вид, что все это нас не касается. Вместо того, чтобы обеспечивать инфраструктурой, гостиницами, питанием, информацией эту самую Верхнюю Иволгу, куда уже сейчас стекаются тысячи туристов, иными словами, извлекать дивиденды от уже работающего ресурса, мы совершаем нечто противоположное. Начинаем развивать Байкал, север и прочие места, где даже в июле местные женщины ходят в рейтузах с начесом, где рентабельного туристического потока пока явно нет и еще неизвестно, будет ли.
По официальным данным республиканского агентства по туризму, за 9 месяцев 2009 года Иволгинский район с целями туризма посетило всего 510 человек, что на целую сотню меньше аналогичных показателей предыдущего года. По данным института пандито хамбо-ламы Итигэлова, Иволгинский дацан в 2002 году посетило 3 тысячи человек, в 2003 году — 20 тысяч, в 2004 году — уже 200 тысяч. В 2008 году таковых здесь было уже 620 тысяч человек, причем знатоки утверждают, что в дни поклонения 30-40 процентов туристов из-за наплыва посетителей к святыне так и не попадают. Именно их могли бы утешить туристические маршруты по местам, связанным с жизнью и деятельностью пандито хамбо-ламы.
Причем маршруты можно было проложить как тут же, в Иволгинском районе, где Итигэлов родился, пас коров, был настоятелем дацана, так и в Хоринском, где он учился, в Селенгинском и Кяхтинском районах, где с 1911 по 1917 годы была его резиденция.
Для этих людей могли бы здесь работать гостевые дома и кафе (летом в Верхней Иволге невозможно снять комнату даже за приличные деньги), экскурсоводы, сувенирные лавки, информационные центры, сообщает еженедельник «МК в Бурятии».