Прокуратура не разрешила обязательное изучение бурятского языка в школах
Два дня осталось до принятия закона об образовании, который должен определить будущее бурятского языка. Сторонники обязательного изучения получили возможность высказаться напоследок на сегодняшних слушаниях. Однако, против выступили и юристы, и прокуратура
Напомним, пятого декабря на очередной сессии Народного Хурала Бурятии будет рассмотрен республиканский закон об образовании. Он обсуждается уже не первый год, отметил сегодня на общественных слушаниях министр образования Алдар Дамдинов, и уже прошёл через общественное обсуждение в начале года.
Законопроект должны были рассмотреть на прошлой сессии парламента, но он был отозван правительством – как стало известно позже, из-за разногласий по вопросу изучения бурятского языка в школах. В марте республиканский закон предполагал обязательное его изучение, в октябре – обязательное, но лишь по программе начального образования, и, по данным на сегодня – изучение в соответствии с ФГОС. «Вопрос преподавания и изучения бурятского языка в школах развивался по регрессивному сценарию», - резюмировали участники.
Алдар Дамдинов рассказал, под воздействием чего менялся закон.
- Мы пробовали поставить обязательность изучения, но есть жесткие замечания и правового управления, и прокуратуры, - обязать мы не можем. Есть конституция и закон о языках, где говорится о добровольном изучении государственного языка, - заявил он. Отметим,
Он добавил, что письмами его заваливают как сторонники обязательного изучения бурятского языка, так и его противники.
Между тем, практически все выступающие – учителя, преподаватели, ученые, сегодня высказались за то, чтобы сделать изучение бурятского языка в школах обязательным. В ход шли самые разные факты, например, то, что число пишущих на бурятском сокращается двойными темпами. Неоднократно указывали на Конституцию, которая определяет язык как государственный, и должен изучаться наравне с русским.
- Давайте менять Конституцию! – предложила в ходе дискуссии с Алдаром Дамдиновым одна из участниц слушаний. Министр, впрочем, ответил, что это «вопрос не этого мероприятия».
- Государственный язык – это такой же символ республики, как, например, герб, флаг, - заявила замдиректора восточного института БГУ Гарма-Ханда Гунжитова. – А вопрос изучения бурятского языка мы рассматриваем «на усмотрение». Это все равно, как если бы мы сказали – герб Бурятии будет чуть поменьше российского герба, а флаг пусть будет пониже.
Участники обратили внимание и на то, что при изучении бурятского языка не обращают внимания на воспитание в детских садах. «Все родители рассказывают, что ребенок говорил на бурятском с двух лет, потом пошел в садик, и теперь, к шестилетнему возрасту, уже забыл его», - рассказал директор национального лицея-интерната №1 Баир Жалсанов. Он предложил создавать образовательные комплексы – сад-школа.
- Таких учреждений должно быть достаточно, - подчеркнул директор.
Добавим, рекомендации палаты коснулись ещё нескольких аспектов. Это установление предельного размера доли родительской платы за уход и присмотр детей, введение нормы, обеспечивающей строительство новых школ, и разработка программы по привлечению молодых учителей в сельские школы.
Понятно, что в эту редакцию закона рекомендации не войдут.
- Закон – это не незыблемый документ, а рабочий, в него всегда можно внести изменения, - заявил Алдар Дамдинов. – Те предложения, которые сегодня озвучиваются, будут как рабочий материал для последующей работы.
Напомним, пятого декабря на очередной сессии Народного Хурала Бурятии будет рассмотрен республиканский закон об образовании. Он обсуждается уже не первый год, отметил сегодня на общественных слушаниях министр образования Алдар Дамдинов, и уже прошёл через общественное обсуждение в начале года.
Законопроект должны были рассмотреть на прошлой сессии парламента, но он был отозван правительством – как стало известно позже, из-за разногласий по вопросу изучения бурятского языка в школах. В марте республиканский закон предполагал обязательное его изучение, в октябре – обязательное, но лишь по программе начального образования, и, по данным на сегодня – изучение в соответствии с ФГОС. «Вопрос преподавания и изучения бурятского языка в школах развивался по регрессивному сценарию», - резюмировали участники.
Алдар Дамдинов рассказал, под воздействием чего менялся закон.
- Мы пробовали поставить обязательность изучения, но есть жесткие замечания и правового управления, и прокуратуры, - обязать мы не можем. Есть конституция и закон о языках, где говорится о добровольном изучении государственного языка, - заявил он. Отметим,
Он добавил, что письмами его заваливают как сторонники обязательного изучения бурятского языка, так и его противники.
Между тем, практически все выступающие – учителя, преподаватели, ученые, сегодня высказались за то, чтобы сделать изучение бурятского языка в школах обязательным. В ход шли самые разные факты, например, то, что число пишущих на бурятском сокращается двойными темпами. Неоднократно указывали на Конституцию, которая определяет язык как государственный, и должен изучаться наравне с русским.
- Давайте менять Конституцию! – предложила в ходе дискуссии с Алдаром Дамдиновым одна из участниц слушаний. Министр, впрочем, ответил, что это «вопрос не этого мероприятия».
- Государственный язык – это такой же символ республики, как, например, герб, флаг, - заявила замдиректора восточного института БГУ Гарма-Ханда Гунжитова. – А вопрос изучения бурятского языка мы рассматриваем «на усмотрение». Это все равно, как если бы мы сказали – герб Бурятии будет чуть поменьше российского герба, а флаг пусть будет пониже.
Участники обратили внимание и на то, что при изучении бурятского языка не обращают внимания на воспитание в детских садах. «Все родители рассказывают, что ребенок говорил на бурятском с двух лет, потом пошел в садик, и теперь, к шестилетнему возрасту, уже забыл его», - рассказал директор национального лицея-интерната №1 Баир Жалсанов. Он предложил создавать образовательные комплексы – сад-школа.
- Таких учреждений должно быть достаточно, - подчеркнул директор.
Добавим, рекомендации палаты коснулись ещё нескольких аспектов. Это установление предельного размера доли родительской платы за уход и присмотр детей, введение нормы, обеспечивающей строительство новых школ, и разработка программы по привлечению молодых учителей в сельские школы.
Понятно, что в эту редакцию закона рекомендации не войдут.
- Закон – это не незыблемый документ, а рабочий, в него всегда можно внести изменения, - заявил Алдар Дамдинов. – Те предложения, которые сегодня озвучиваются, будут как рабочий материал для последующей работы.
Он допустил, что во время обсуждения законопроекта на сессии «возможна дискуссия».
Татьяна Хандажапова, «Байкал-Daily»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.