«БМК»: В Бурятии члены преступной группы, похитившей 59 миллионов рублей, предстанут перед судом
Как создавалась ОПГ
По версии правоохранительных органов, организованная преступная группа, активными участниками которой являлись бизнесмен, учредитель ООО «Бизнес-Трейд» и ООО «Строительная фирма «Монолит» Юрий Турченюк, директор МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания Алексей Глазков, директор ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» Баир Цыренжапов и помощник арбитражного судьи Александр Лопатин сформировалась еще в 2006 году. Все эти люди ранее уже были знакомы между собой. Так, Алексей Глазков знал Юрия Турченюка еще с 2000 года, когда работал на заводе силикатного кирпича. В мае 2005 года они совместно учредили компанию «Магистраль Строй Сервис», которая стала получать подряды от МУП «УУЭК» на ремонт и замену теплосетей, а позднее – ООО «Улан-Удэавтодор», специализирующееся на ремонте и укладке дорожного полотна. Как пояснит позже Алексей Глазков, условием получения компанией подрядов был последующий «откат» в размере 25-ти процентов от их суммы на счета указанных Юрием Турченюком компаний за якобы выполненные ими работы и оказанные услуги.
В 2005 же году Алексей Глазков знакомит друг с другом Юрия Турченюка и Баира Цыренжапова. Последний в конце декабря 2005 года становится директором МУП «Жилищная компания», а затем, в июне 2007 года – руководителем ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания». Со слов Цыренжапова, именно Юрий Турченюк ставил себе в заслугу его продвижение по карьерной лестнице, ссылаясь на дружеские связи в администрации Улан-Удэ. Не стоял на месте и Алексей Глазков – в январе 2006 года он оказался у руля МУП «УУЭК».
Роли в группе были четко распределены. Так, Юрий Турченюк, которого следствие считает организатором громкого мошенничества, разрабатывал, планировал и совершал мошеннические действия, используя для этого подконтрольную ему компанию «Бизнес-Трейд», а также распределял доход между участниками группы. Баир Цыренжапов, в прошлом сотрудник налоговой службы, используя свои познания в налоговой сфере, консультировал участников группы, отвечал за изготовление поддельных исполнительных листов, а также за обналичивание похищенных денежных средств. Алексей Глазков информировал друзей о возврате НДС на счета МУП «УУЭК» и обеспечивал их «безболезненное» изъятие. Александр Лопатин непосредственно занимался изготовлением поддельных исполнительных листов. Последний привлек к этому делу еще трех сотрудников Арбитражного суда – Ларицкого, Покацкого и Молчанова.
Возврат НДС
Само хищение растянулось во времени на два года. К началу 2006 года МУП «УУЭК», которое возглавил Алексей Глазков, фактически осталось только на бумаге. Все имущество и функции компании по договору между администрацией города и ОАО «ТГК-14» были переданы энергетикам. Из персонала в «УУЭКе» остались числиться только директор, главбух и юрист. Никакой хозяйственной деятельности компания не вела.
Однако в это же время появляется информация, что у МУПа есть шанс вернуть из федерального бюджета НДС, уплаченный в 2004-05 гг. с сумм, полученных из бюджета в качестве компенсации убытков по льготным категориям граждан. Речь шла о десятках миллионов рублей. Как рассказал Баир Цыренжапов, узнав про это, в январе 2006 года Юрий Турченюк предложил ему и Алексею Глазкову подготовить все необходимые документы для возврата НДС, а затем по подложному исполнительному листу перечислить их на счета «Бизнес-Трейда».
Однако, ФНС отказалось возвращать налоги в МУП, так что «УУЭКу» пришлось доказывать свою правоту в Арбитражном суде. Дело затянулось.
В марте 2007 года Алексей Глазков проинформировал друзей, что дело идет успешно и возврат НДС может произойти очень скоро. Баир Цыренжапов обращается к своему знакомому, работнику Арбитражного суда РБ Александру Лопатину, который за вознаграждение в несколько десятков тысяч долларов готовит поддельный исполнительный лист о том, что якобы по решению суда с МУП «УУЭК» в пользу «Бизнес-Трейда» должно быть взыскано 59 миллионов рублей. В это время Юрий Турченюк открывает еще один расчетный счет своей московской компании в филиале Сбербанка в Улан-Удэ. 22 мая Баир Цыренжапов относит исполнительный лист в банк.
Но получить деньги в 2007 году друзьям так и не удалось. Вопрос о законности возврата НДС пошел по арбитражным судам вышестоящих инстанций. Чтобы не возникало лишних вопросов, исполнительный лист был отозван из банка по письму от «Бизнес-Трейда» за подписью его руководителя Юрия Турченюка.
Решение о возврате НДС Арбитражным судом было принято только в марте 2008 года. Поддельный исполнительный лист был вновь реанимирован и передан в банк. Деньги в сумме 31 миллион рублей из Управления федерального казначейства были перечислены на счета МУП «УУЭК» и сразу же ушли в «Бизнес-Трейд». Оттуда деньги перетекли на расчетный счет ООО «Реалстрой», руководитель которой, знакомый Баира Цыренжапова Игорь Запарин за вознаграждение в пять процентов от суммы обналичил их с помощью вексельных схем. Как утверждает Баир Цыренжапов, наличка разными суммами была передана им Алексею Глазкову и Юрию Турченюку. Сам же он в качестве вознаграждения получил два миллиона рублей.
Естественно, исчезновение крупной суммы со счета МУПа вызвало вопросы у главбуха организации. Однако, с ее слов Алексей Глазков дал указание не принимать мер по выяснению причин перевода денег в «Бизнес-Трейд».
Второе хищение, также состоявшееся в 2008 году, прошло уже по обкатанной схеме, правда, без участия «Бизнес-Трейда». На этот раз исполнительный лист был подделан от имени «Реалстроя». Поступившие на счета компании 22 миллиона рублей также были обналичены. Как утверждает Баир Цыренжапов, эта махинация проходила под контролем Юрия Турченюка. Ему же и были переданы обналиченные деньги, которые он распределил между подельниками.
Последнее хищение в сумме 6 миллионов рублей со счетов «УУЭКа» Алексей Глазков и Баир Цыренжапов похитили уже без его участия. Директор «УУУК» подготовил агентские договоры о том, что организации ЖКХ – ООО «Октябрьское», ООО «Содружество» и ООО «Южное», которым «УУЭК» была должна 3,4 миллиона рублей еще с 2005 года, якобы переуступают свои долги еще одной фирме Игоря Запарина – ООО «СМП Уда-Строй Ремонт». На основании этих договоров и подложных писем Алексей Глазков перечисляет указанную сумму. Но, видимо, уже войдя в кураж, этой суммы кажется мало, и директор «УУЭКа» дает поручение главбуху МУПа перечислить коммерческой фирме еще 3 миллиона рублей.
Прокол №066999
Прокололась группа на мелочи. После получения письма с отзывом поддельного исполнительного листа Арбитражного суда №066999 Сбербанк направил его по адресу «Бизнес-Трейда». Однако, не найдя адресата, исполнительный лист вернулся в банк, после чего был переправлен в Арбитражный суд. При его проверке выяснилось, что никакого дела, по которому якобы был выдан исполнительный лист, никогда не существовало в природе. Началась служебная проверка, результаты которой были переданы в УФСБ по Республике Бурятия. 20 марта 2009 года по факту мошенничества в особо крупном размере было возбуждено уголовное дело, а через месяц начались задержания участников ОПГ.
Первым в конце апреля был задержан Баир Цыренжапов. Поговорить с Алексеем Глазковым и Юрием Турченюком следователям не удалось – они внезапно исчезли и были объявлены в розыск. В середине лета в Иркутске был задержан Алексей Глазков, а Юрия Турченюка поймали также в Иркутске только в январе этого года.
Как пояснил задержанный бизнесмен, ни в каких мошенничествах он не участвовал. По его словам выходило, что в феврале 2008 года к нему обратился Баир Цыренжапов с просьбой продать ему «Бизнес-Трейд». Якобы, МУП «УУЭК» было должно компании порядка 40 миллионов рублей, но, поскольку, взыскание задолженности с предприятия-банкрота было сомнительно, Цыренжапов предложил купить «Бизнес-Трейд» за 10% от суммы долга, предполагая взыскать его каким-то своим способом. Коммерсант согласился, однако Цыренжапов выдвинул условие покупки – открытие еще одного расчетного счета компании в филиале Сбербанка в Улан-Удэ. Это было сделано, и в ходе открытия счета коммерсант передал директору МУПа образцы своей подписи, а также расписался на чистом листе бумаги для оформления еще каких-то недостающих документов. Однако затем Баир Цыренжапов отказался от собственного предложения, и Юрий Турченюк в итоге продал свою компанию некому выходцу из Пакистана. «Я виноват только в том, что невольно допустил возможность использования расчетного счета «Бизнес-Трейда» посторонним лицом», - заявит Юрий Турченюк.
Нам достоверно не известно, но не исключено, что показания Юрия Турченюка были продемонстрированы Баиру Цыренжапову. Как бы то ни было, но хранивший до этого момента молчание директор ОАО «УУУК» начал активно сотрудничать со следствием, и, полностью признав свою вину, заключил так называемую сделку с правосудием. Именно по его словам выходило, что организатором и идейным вдохновителем во всей истории с хищением 59 миллионов рублей со счетов МУП «УУЭК» был Юрий Турченюк. Свои же действия Баир Цыренжапов объяснит давлением на него со стороны Турченюка и Глазкова и боязнью потерять работу в случае отказа в содействии хищениям.
Не мошенничество, а самоуправство
В то же время адвокат Юрия Турченюка Анатолий Ивлев в недавнем интервью еженедельнику «МК в Бурятии» утверждает, что его подзащитный никак не мог быть организатором данных мошеннических действий. - Обвинение моего подзащитного строится исключительно на показаниях одного человека — Баира Цыренжапова. Причем под показаниями имеются в виду вовсе не железные факты, а не подтвержденные доказательствами слова типа «указал», «приказал», «попросил» и прочее, которые в быту называются оговором. Не исключено, что следствие с самого начала неверно оценило масштаб влияния и личных связей Юрия Турченюка в муниципальных органах власти, рассчитывая, что прижатый к стенке бизнесмен выведет органы на высокопоставленных чиновников. Этого не произошло, - заявил Анатолий Ивлев.
Более того, со слов адвоката следует, что МУП «УУЭК» за поставленную продукцию и оказанные услуги задолжало ООО «Бизнес-Трейд» колоссальную сумму — 85 миллионов рублей, но этот факт оставлен без должного внимания следствия. Если признать наличие такого долга, то изменится и квалификация преступления — с хищения на самоуправство, - полагает защитник Юрия Турченюка.
Между тем, по информации ИА «Байкал Медиа Консалтинг», документальные подтверждения каких-либо долгов «УУЭКа» перед «Бизнес-Трейдом» нет. Последний долг МУПа перед этой компанией в размере 11,2 миллиона рублей был погашен ТГК-14, куда перешли все долговые обязательства предприятия, в феврале 2006 года после получения соответствующих обращений мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева и Алексея Глазкова. После этого «УУЭК» никакой деятельностью не занималось. О каких-либо других долгах не знали ни директор муниципального предприятия, ни его главбух. В бухгалтерской отчетности самого «Бизнес-Трейда» за 2006-2009 гг. наличие этой задолженности также не отражено. Таким образом, озвученная версия «самоуправства» выглядит достаточно сомнительно.
Любопытно также, что именно в 2008 году Юрий Турченюк приобретает новые активы. В частности, ему под контроль переходят здание автовокзала и помещение авиакасс в кинотеатре «Прогресс». При этом документально все сделки оформляются на тещу, а впоследствии перерегистрируется на подставных лиц. Затем бизнесмен через аффилированные структуры получает контроль над сетью муниципальных аптек.
Странное решение
В то время как дело Юрия Турченюка еще находилось в стадии расследования, дело Баира Цыренжапова, учитывая содействие следствию, было выделено в отдельное производство. В начале нынешней осени после выполнения условий соглашения расследованное дело Цыренжапова было направлено в республиканскую прокуратуру, откуда, после утверждения обвинительного заключения, – в суд. Уголовное дело в отношении обвиняемого, выполнившего условия соглашения о сотрудничестве, рассматривается в особом, упрощенном порядке.
В двадцатых числах сентября началось рассмотрение в суде дела Цыренжапова. Все шло своим чередом. В течение нескольких заседаний было озвучено обвинение, исследованы характер и значение содействия подсудимого следствию, его характеристики.
В понедельник, четвертого октября после окончания прений сторон суд заслушал последнее слово подсудимого и удалился в совещательную комнату для вынесения приговора, о чем председательствующий объявил присутствовавшим в зале. Что произошло после этого, остается только гадать.
На следующий день суд вынес не приговор, а постановление о возврате уголовного дела прокурору якобы из-за того, что в обвинительном заключении доказательства приведены не в том порядке. Но главное – раздельное рассмотрение может отразиться на всесторонности судебного следствия. Хотя, по общему правилу, дело возвращается прокурору на предварительном слушании еще до начала судебного рассмотрения.
Такого поворота событий не ожидал никто. С принятым решением суда по делу Баира Цыренжапова оказались не согласны ни обвинение, ни защита. В настоящее время это решение обжалуется в Верховном суде, который, как надеются стороны процесса, беспристрастно во всем разберется.
Была ли «крыша»?
Освещая дело о громком хищении, некоторые республиканские СМИ мучались вопросом: возможно ли было совершить такое преступление без покровительства высших должностных лиц в администрации города? Видимо, такие предположения были и у органов следствия, о чем свидетельствуют и слова того же адвоката Анатолия Ивлева. Но, судя по всему, никакими реальными доказательствами на этот счет следствие не располагает.
Так, мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев пояснил, что познакомился с Юрием Турченюком два года назад, когда тот пришел к нему на прием с предложением о финансовом оздоровлении МУП «УУЭК». Правда, подробностей разговора градоначальник не вспомнил. Что касается письма в ТГК-14, то, по словам мэра, о существующей задолженности его уведомил Алексей Глазков, и предоставил подтверждающие задолженность документы. После чего мэр и дал указание подготовить письмо. О деятельности же Юрия Турченюка глава города знал лишь исключительно из сообщений прессы.
А вот сын градоначальника Сергей Айдаев дружил с бизнесменом более тесно, что он сам и не отрицает. В частности, Сергей Айдаев вместе с Юрием Турченюком ездил на чемпионат Европы по футболу, присутствовал на дне рождения Юрия Турченюка в феврале 2009 года, а также каким-то образом оказался в квартире разыскиваемого коммерсанта в Иркутске в момент его задержания. Однако факт такой дружбы сам по себе ни о чем криминальном не говорит. Знал Сергей Айдаев еще со студенческих времен и Алексея Глазкова, правда, тесных отношений с ним никогда не поддерживал.
Также, по сути, ни о чем не говорит и та имеющая хождения информация, что, якобы, после покупки в 2008 году Юрием Турченюком в Москве двух «Лексусов», один из них через цепочку посредников затем был зарегистрирован на действующего главу Улан-Удэ, и один из «БМВ», купленных коммерсантом в Иркутске, впоследствии оказался у племянника мэра. А хозяйкой купленной бизнесменом новой квартиры в центре Улан-Удэ площадью более 200 кв. метров через какое то время стала дочь главы города.
Даже если эти эпизоды и имели место, это может быть просто не более чем совпадением. Пролить на них свет может только сам Юрий Турченюк. Но, как сказал Анатолий Ивлев, «Юрию Турченюку нечего добавить к тому, что он уже рассказал». Так что громких сенсаций из зала суда ожидать не стоит, сообщает ИА «Байкал Медиа Консалтинг».