Контрабанда века: как в Японском море задержали корабль с тремя тоннами отборного нефрита из Бурятии
Ценный камень вывезли из Бурятии, чтобы продать в Китае
Ночь. Японское море. Рыболовецкий катер с контрабандой на миллион долларов уплывает от российских берегов в сторону Кореи. Команда расслабилась - владивостокская таможня пройдена, скоро нейтральные воды, а там… Как только груз доставят в Корею, а оттуда - в Китай, всех ждёт приличный навар. Заказчик обещал щедро заплатить за рейс.
- На корабле пытались вывезти больше 3 тонн отборного бурятского нефрита, который чрезвычайно высоко ценится в Китае, - рассказывает пресс-секретарь Дальневосточной оперативной таможни Татьяна Шичанина. - Мы заранее получили об этом оперативную информацию.
И организовали засаду. До этого таможенный катер «Пётр Матвеев» с поддержкой СОБРа в основном выходил на охоту за контрабандистами, вывозящими креветку и крабов. Тут груз посерьёзнее, но принцип один и тот же - настигнуть в открытом море (благо, «серый волк», как кличут этот корабль нелегалы, развивает скорость до 50 морских миль в час и бесшумно летит на воздушной подушке), заставить стать на якорь, а дальше - силовики ищут запрятанный в трюмах груз.
В этот раз «улов», сделанный таможенниками в Японском море, пришлось сгружать в порту с помощью специальных кранов - а ну-ка, сгрузи 3 тонны камня, когда глыбы весом в 100 кило и больше! Тем более что обращаться с ними надо сверхаккуратно, чтобы не отломился ни один кусочек.
- Нефрит дробить нельзя, валуны должны быть неотесанными - тогда они наиболее ценны, - объяснял камнерез из челябинского городка Миассы Александр Усцелемов. - Именно поэтому в Китае, где камень считается священным, есть спрос на бурятский нефрит и нет спроса на уральский. У нас он в основном раздроблен.
Кусок нефрита приличного размера, особенно добытый из реки и бережно отесанный самой природой, может на несколько лет обеспечить безбедную жизнь и тем, кто нырял за ним на дно сибирской речки, и тем, кто организовал перевозку в Китай. Там за каждый килограмм дают от 500 долларов. В Поднебесной этот минерал считается священным, ему приписываются мистические и целебные свойства, покупать готовы тоннами. А у нас камень лежит буквально под ногами, в горах неподалеку от поселков. Драгоценным не считается, никто его, как золото, на миллиграммы не пересчитывает. Да и ответственности за его самовольную добычу нет. Только за контрабанду. Вот поэтому за нефрит и идут настоящие войны. Криминал выигрывает в конкуренции с несколькими легальными фирмами. На месторождениях каждый год перестрелки между группами старателей, а нелегальная транспортировка в Китай превращается в натуральный боевик.
А сейчас самый сезон - чёрные старатели выходят из тайги и сдают груз скупщикам. А те правдами и неправдами через подставные фирмы вывозят его в Поднебесную. Где-то ловят, где-то проскакивает.
- Вполне может быть, что всю эту партию нефрита свезли в какой-то сборный пункт не за один месяц, - объяснил весьма осведомленный источник из числа профессионалов нефритового бизнеса. - Скорее всего, преступники перевозили камни по частям. Кто-то в багаже поездом, кто-то на легковой машине, а кто-то и в грузовике, прикрыв глыбы другим товаром. Специальных условий перевозки для нефрита не требуется. Думаю, если у контрабандистов был такой витиеватый маршрут - в Китай через Корею, в доставке груза могли быть заинтересованы непростые люди.
Единственные, кто тормозит переправку в Китай камня, - это таможенники. И по должности, и потому, что им, как тому Верещагину, «за державу обидно».
- По морю партии нефрита не пытались переправлять еще ни разу, - признают в дальневосточной таможне. - Во всяком случае, мы не задерживали. В основном грузили на грузовики, маскировали в тайниках легковых машин.
Пытались даже в муку и крупу прятать, чтобы попасть в Поднебесную через Казахстан и Киргизию. Находили варианты «почти честные»: через подставные фирмы, на которые оформляли левые бумаги на покупку нефрита, и такие же фальшивые лицензии на экспорт. Но все чаще ловили. Поэтому и отважились везти морем, «крабовым» путем, найдя фартового капитана и его помощника, согласившихся пойти на риск.
Теперь, правда, морякам придётся за это ответить - по статье за контрабанду. А это от 3 до 7 лет за решеткой со штрафом в 1 млн рублей. Хотя наказание, конечно, определяет суд, а сами приморцы пока не под арестом. Вряд ли скроются.
Что касается груза, то камни с судна отправили на экспертизу. Специалисты выясняют, из какого месторождения они взяты. Хотя практической пользы это не принесет - добывают-то нефрит сегодня практически все, кто хочет, сообщает «КП».
Ночь. Японское море. Рыболовецкий катер с контрабандой на миллион долларов уплывает от российских берегов в сторону Кореи. Команда расслабилась - владивостокская таможня пройдена, скоро нейтральные воды, а там… Как только груз доставят в Корею, а оттуда - в Китай, всех ждёт приличный навар. Заказчик обещал щедро заплатить за рейс.
- На корабле пытались вывезти больше 3 тонн отборного бурятского нефрита, который чрезвычайно высоко ценится в Китае, - рассказывает пресс-секретарь Дальневосточной оперативной таможни Татьяна Шичанина. - Мы заранее получили об этом оперативную информацию.
И организовали засаду. До этого таможенный катер «Пётр Матвеев» с поддержкой СОБРа в основном выходил на охоту за контрабандистами, вывозящими креветку и крабов. Тут груз посерьёзнее, но принцип один и тот же - настигнуть в открытом море (благо, «серый волк», как кличут этот корабль нелегалы, развивает скорость до 50 морских миль в час и бесшумно летит на воздушной подушке), заставить стать на якорь, а дальше - силовики ищут запрятанный в трюмах груз.
В этот раз «улов», сделанный таможенниками в Японском море, пришлось сгружать в порту с помощью специальных кранов - а ну-ка, сгрузи 3 тонны камня, когда глыбы весом в 100 кило и больше! Тем более что обращаться с ними надо сверхаккуратно, чтобы не отломился ни один кусочек.
- Нефрит дробить нельзя, валуны должны быть неотесанными - тогда они наиболее ценны, - объяснял камнерез из челябинского городка Миассы Александр Усцелемов. - Именно поэтому в Китае, где камень считается священным, есть спрос на бурятский нефрит и нет спроса на уральский. У нас он в основном раздроблен.
Кусок нефрита приличного размера, особенно добытый из реки и бережно отесанный самой природой, может на несколько лет обеспечить безбедную жизнь и тем, кто нырял за ним на дно сибирской речки, и тем, кто организовал перевозку в Китай. Там за каждый килограмм дают от 500 долларов. В Поднебесной этот минерал считается священным, ему приписываются мистические и целебные свойства, покупать готовы тоннами. А у нас камень лежит буквально под ногами, в горах неподалеку от поселков. Драгоценным не считается, никто его, как золото, на миллиграммы не пересчитывает. Да и ответственности за его самовольную добычу нет. Только за контрабанду. Вот поэтому за нефрит и идут настоящие войны. Криминал выигрывает в конкуренции с несколькими легальными фирмами. На месторождениях каждый год перестрелки между группами старателей, а нелегальная транспортировка в Китай превращается в натуральный боевик.
А сейчас самый сезон - чёрные старатели выходят из тайги и сдают груз скупщикам. А те правдами и неправдами через подставные фирмы вывозят его в Поднебесную. Где-то ловят, где-то проскакивает.
- Вполне может быть, что всю эту партию нефрита свезли в какой-то сборный пункт не за один месяц, - объяснил весьма осведомленный источник из числа профессионалов нефритового бизнеса. - Скорее всего, преступники перевозили камни по частям. Кто-то в багаже поездом, кто-то на легковой машине, а кто-то и в грузовике, прикрыв глыбы другим товаром. Специальных условий перевозки для нефрита не требуется. Думаю, если у контрабандистов был такой витиеватый маршрут - в Китай через Корею, в доставке груза могли быть заинтересованы непростые люди.
Единственные, кто тормозит переправку в Китай камня, - это таможенники. И по должности, и потому, что им, как тому Верещагину, «за державу обидно».
- По морю партии нефрита не пытались переправлять еще ни разу, - признают в дальневосточной таможне. - Во всяком случае, мы не задерживали. В основном грузили на грузовики, маскировали в тайниках легковых машин.
Пытались даже в муку и крупу прятать, чтобы попасть в Поднебесную через Казахстан и Киргизию. Находили варианты «почти честные»: через подставные фирмы, на которые оформляли левые бумаги на покупку нефрита, и такие же фальшивые лицензии на экспорт. Но все чаще ловили. Поэтому и отважились везти морем, «крабовым» путем, найдя фартового капитана и его помощника, согласившихся пойти на риск.
Теперь, правда, морякам придётся за это ответить - по статье за контрабанду. А это от 3 до 7 лет за решеткой со штрафом в 1 млн рублей. Хотя наказание, конечно, определяет суд, а сами приморцы пока не под арестом. Вряд ли скроются.
Что касается груза, то камни с судна отправили на экспертизу. Специалисты выясняют, из какого месторождения они взяты. Хотя практической пользы это не принесет - добывают-то нефрит сегодня практически все, кто хочет, сообщает «КП».
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 14.12.2024
СВО эхилһэнэй һүүлээр сэрэгшэдые дэмжэхэ зорилгоор 7 миллиард түхэриг гаргагданхай
Общество, 14.12.2024
О соответствующем решении Роскомнадзора стало известно накануне, 13 декабря