Дальнобойщики Бурятии готовы перекрывать трассы, пока их не услышат (репортаж)
Акция протеста водителей большегрузов может получить своё продолжение. Как заявили дальнобойщики, бастовавшие сегодня в Сотниково, если проблема не будет решена, они выйдут снова 15 ноября, чтобы перекрыть дорогу полностью
Более полусотни водителей 12-тонников и представителей транспортных компаний сегодня приняли участие во всероссийской акции протеста на федеральной трассе в посёлке Сотниково. Мотив, который заставил их оторваться от работы – введение платы за проезд по федеральным трассам.
«Не готовы платить частнику в карман»
Недавно Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому за каждый километр большегруза транспортникам придётся выложить 1,53 рубля. Документ вступает в силу 15 ноября.
- Я по своей организации посчитала - если мы в среднем проходим 15 тысяч километров, то мы ещё 50 тысяч рублей должны заплатить ежемесячно вот этого дорожного сбора. А в год уже получается 600 тысяч на одну машину. Поэтому мы выступаем против этого дорожного сбора! Кому платить, Ротенбергу в карман, что ли? Создал частную контору, и заставляет нас ему платить, - заявил представитель транспортной компании ООО «Алю-Транс».
Основное возмущение организаций вызвал тот факт, что платить за проезд придётся в частную компанию. Всё дело в том, что собирать деньги с большегрузов власти поручили недавно созданной компании ООО «РТ-Инвест», большинство акций которой принадлежат сыну известного российского бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю. Для этого компания должна распространить около 2 млн бесплатных бортовых устройств для фур, которые станут измерять пройденное расстояние на основе спутниковой системы «Глонасс». Кроме того, компания должна установить на трассах рамки стационарного контроля за проездом грузовиков, разработать программное обеспечение и построить центры обработки данных.
Получается, в ближайшем будущем водители большегрузов будут оплачивать каждый километр согласно созданной системе. Все собранные с фур деньги, по задумке федеральных властей, «РТ-Инвест»будет перечислять в дорожный фонд. Предварительный прогноз этих поступлений, по мнению Росавтодора, - около 50 млрд руб. в год. По срокам, оборудовать системой, которая получила коммерческое наименование «Платон», все автомобили планируется до 31 марта 2016 года.
Пока же, по словам водителей, бортовых устройств, или трекеров, они в глаза не видели. Платить они будут согласно разработанным дорожным картам – деньги будут собирать согласно маршруту и в начале пути. Как только весной система будет запущена, плата за проезд по федеральным трассам увеличится втрое.
- Я понимаю, государству платить мы согласны. Но не ООО «РТ-Инвест». Вся компания принадлежит двум олигархам. И почему мы должны им, частным лицам, платить? Минэкономразвития ведь посчитало, что мы должны платить по 64 копейки за дороги. Это чисто в государство на строительство дорог. А вся остальная сумма, выходит, уйдёт в частные компании, - заявляют водители. - А люди не понимают, что если мы сейчас будем по три рубля платить за дороги, все цены на продукты и товары, которые мы перевозим, автоматически поднимутся. И не на рубль, на десятки.
За неоплату километража штрафы тоже не маленькие – около 40-50 тысяч рублей. При этом водители сетуют – если сломался в дороге, но уже оплатил километраж, то никто деньги возвращать не будет. Едешь без груза – тоже плати. Как ни крути, транспортники в минусе.
- Мы и требуем, чтобы не платить ничего. То есть, не будет платной дороги – не будет и штрафов. Они ведь не отменили транспортный налог, акциз топлива тоже не отменяется, а только добавляется. И сейчас ещё добавляется платная дорога. Это уже три позиции, чтобы содрать деньги с нас, и им всё мало и мало, - говорят водители. – Потом могут потребовать и за региональные дороги, и за 3,5-тонники, так и до «легковушек» дойдут. Так и будем, выехал – заплатил за всё.
Действительно, как сообщают «Ведомости», вопрос о введении такой платы обсуждался на заседании Госсовета под руководством президента Владимира Путина. По его окончании Путин поручил правительству решить, стоит ли вводить плату за проезд тяжёлых фур по региональным дорогам, а заодно, не снизить ли порог сбора платы, обложив ею все автомобили весом от 3,5 т (а не только двенадцатитонники, как сейчас). Последнюю идею высказали те же губернаторы, жалуясь на недостаток финансирования автодорог. Последствия введения платы на региональных дорогах и распространения ее на все грузовики весом от 3,5 т еще просчитываются.
«Недоперекрытие» трассы всё же не останется незамеченным
Между тем, перекрывать совсем дорогу, дальнобойщики не собирались. Мужчины медленно прохаживались по пешеходному переходу с плакатами «Нет «Платону», «мы против платы за проезд». Тем самым в районе посёлка Сотниково скопилось несколько десятков машин, организовав затор. На место тут же прибыли сотрудники госавтоинспекции. Однако предъявить бастующим ничего не смогли.
- Мы не готовы платить за эти дороги по всей России. Одни направления, не дороги. Почему никто не говорит, когда 20 километров грунтовая дорога, что мы за неё будем платить? - возмущаются водители фур.
- А дорог нет – мы ремонтируем машины, там заплати, налоги заплати, транспортный налог в два раза вырос уже. И остаётся нам только штаны снять и бегать. Я сам с Новосибирска, там у нас тоже ребята сейчас стоят, бастуют. В Иркутске стоят. В Москве вообще говорили, что хотят МКАД перекрыть, - говорит водитель Александр.
Несмотря на то, что акция была спланирована заранее и по всей России, разрешение на её проведения ни у кого не было. Приехавшие на место действия сотрудники минтранса Бурятии рассказали, что ничего о проведении забастовки не знали.
- Это не в нашей компетенции, говорить поддерживаем или не поддерживаем их, - заявила сотрудница министерства. – Мы сюда приехали, чтобы засвидетельствовать, что такая акция проходит и узнать, какие у них требования. И узнать, кто активисты, чтобы потом с ними связаться и попытаться им как-то посодействовать.
Не знала чиновница и о возможном повторном проведении акции протеста:
- А когда будет вторая акция? Я по крайней мере знаю, что сейчас у них нет права на проведении акции. Они не получали уведомление ни от кого. И скорее всего, это незаконно.
То, что действие дальнобойщиков незаконно, подтвердили и прибывшие сотрудники полиции.
- Это всё должно решаться в рамках закона, а не так, как сейчас – усложнили проезд и всё. Это же федеральная трасса, с этим не шутят. Я сейчас попрошу водителей отогнать машины в сторону, мы зайдём в тепло и будем разбираться нормально, цивилизовано. Речь о наказании сейчас не стоит, нужно сейчас освободить проезжую часть, - пытался разогнать бастующих представитель правоохранительных органов.
Однако одному справиться с полусотней возмущённых водителей ему справиться не удалось. Как заявили дальнобойщики, они не уйдут отсюда, пока не прибудет представитель компании «Платон». Однако ни его, ни местных чиновников на месте водителям дождаться не удалось.
Активистам теперь грозит суд
После двухчасового простоя на морозе, бастующие начали понемногу расходиться. К тому же прибыли еще дополнительно сотрудники МВД, которые популярно объяснили, что за акцию протеста транспортники могут поплатиться рублём.
- Вы нарушаете 64-й федеральный закон о порядке предоставлений документов, уведомлений по проведению митингов, акций протеста. Здесь должны быть официальные организаторы, те, кто отвечает за охрану правопорядка. Тем более, эта федеральная трасса не попадает под место проведения акции. Поэтому ваше мероприятие сейчас имеет статус незаконного. Поэтому я рекомендую вам сейчас в течении какого-то времени определиться, и прекратить это мероприятие. А мы в любом случае вынуждены будем задокументировать ваши действия, и обратиться в суд, потому что вы нарушили. К вам будут судом приниматься меры, - заявил заместитель начальника полиции Афанасий Борхонов
Сами же дальнобойщики готовы отвечать за свои действия. К тому же водители заявили, что если до 15-го ноября они не будут услышаны властями, то выйдут повторно на забастовку – перекроют дороги полностью.
- Пусть выписывают штрафы, это их право. Мы своё право тоже сегодня высказали. Это был как акт гражданского неповиновения, - заключили дальнобойщики.
Более полусотни водителей 12-тонников и представителей транспортных компаний сегодня приняли участие во всероссийской акции протеста на федеральной трассе в посёлке Сотниково. Мотив, который заставил их оторваться от работы – введение платы за проезд по федеральным трассам.
«Не готовы платить частнику в карман»
Недавно Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому за каждый километр большегруза транспортникам придётся выложить 1,53 рубля. Документ вступает в силу 15 ноября.
- Я по своей организации посчитала - если мы в среднем проходим 15 тысяч километров, то мы ещё 50 тысяч рублей должны заплатить ежемесячно вот этого дорожного сбора. А в год уже получается 600 тысяч на одну машину. Поэтому мы выступаем против этого дорожного сбора! Кому платить, Ротенбергу в карман, что ли? Создал частную контору, и заставляет нас ему платить, - заявил представитель транспортной компании ООО «Алю-Транс».
Основное возмущение организаций вызвал тот факт, что платить за проезд придётся в частную компанию. Всё дело в том, что собирать деньги с большегрузов власти поручили недавно созданной компании ООО «РТ-Инвест», большинство акций которой принадлежат сыну известного российского бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю. Для этого компания должна распространить около 2 млн бесплатных бортовых устройств для фур, которые станут измерять пройденное расстояние на основе спутниковой системы «Глонасс». Кроме того, компания должна установить на трассах рамки стационарного контроля за проездом грузовиков, разработать программное обеспечение и построить центры обработки данных.
Получается, в ближайшем будущем водители большегрузов будут оплачивать каждый километр согласно созданной системе. Все собранные с фур деньги, по задумке федеральных властей, «РТ-Инвест»будет перечислять в дорожный фонд. Предварительный прогноз этих поступлений, по мнению Росавтодора, - около 50 млрд руб. в год. По срокам, оборудовать системой, которая получила коммерческое наименование «Платон», все автомобили планируется до 31 марта 2016 года.
Пока же, по словам водителей, бортовых устройств, или трекеров, они в глаза не видели. Платить они будут согласно разработанным дорожным картам – деньги будут собирать согласно маршруту и в начале пути. Как только весной система будет запущена, плата за проезд по федеральным трассам увеличится втрое.
- Я понимаю, государству платить мы согласны. Но не ООО «РТ-Инвест». Вся компания принадлежит двум олигархам. И почему мы должны им, частным лицам, платить? Минэкономразвития ведь посчитало, что мы должны платить по 64 копейки за дороги. Это чисто в государство на строительство дорог. А вся остальная сумма, выходит, уйдёт в частные компании, - заявляют водители. - А люди не понимают, что если мы сейчас будем по три рубля платить за дороги, все цены на продукты и товары, которые мы перевозим, автоматически поднимутся. И не на рубль, на десятки.
За неоплату километража штрафы тоже не маленькие – около 40-50 тысяч рублей. При этом водители сетуют – если сломался в дороге, но уже оплатил километраж, то никто деньги возвращать не будет. Едешь без груза – тоже плати. Как ни крути, транспортники в минусе.
- Мы и требуем, чтобы не платить ничего. То есть, не будет платной дороги – не будет и штрафов. Они ведь не отменили транспортный налог, акциз топлива тоже не отменяется, а только добавляется. И сейчас ещё добавляется платная дорога. Это уже три позиции, чтобы содрать деньги с нас, и им всё мало и мало, - говорят водители. – Потом могут потребовать и за региональные дороги, и за 3,5-тонники, так и до «легковушек» дойдут. Так и будем, выехал – заплатил за всё.
Действительно, как сообщают «Ведомости», вопрос о введении такой платы обсуждался на заседании Госсовета под руководством президента Владимира Путина. По его окончании Путин поручил правительству решить, стоит ли вводить плату за проезд тяжёлых фур по региональным дорогам, а заодно, не снизить ли порог сбора платы, обложив ею все автомобили весом от 3,5 т (а не только двенадцатитонники, как сейчас). Последнюю идею высказали те же губернаторы, жалуясь на недостаток финансирования автодорог. Последствия введения платы на региональных дорогах и распространения ее на все грузовики весом от 3,5 т еще просчитываются.
«Недоперекрытие» трассы всё же не останется незамеченным
Между тем, перекрывать совсем дорогу, дальнобойщики не собирались. Мужчины медленно прохаживались по пешеходному переходу с плакатами «Нет «Платону», «мы против платы за проезд». Тем самым в районе посёлка Сотниково скопилось несколько десятков машин, организовав затор. На место тут же прибыли сотрудники госавтоинспекции. Однако предъявить бастующим ничего не смогли.
- Мы не готовы платить за эти дороги по всей России. Одни направления, не дороги. Почему никто не говорит, когда 20 километров грунтовая дорога, что мы за неё будем платить? - возмущаются водители фур.
- А дорог нет – мы ремонтируем машины, там заплати, налоги заплати, транспортный налог в два раза вырос уже. И остаётся нам только штаны снять и бегать. Я сам с Новосибирска, там у нас тоже ребята сейчас стоят, бастуют. В Иркутске стоят. В Москве вообще говорили, что хотят МКАД перекрыть, - говорит водитель Александр.
Несмотря на то, что акция была спланирована заранее и по всей России, разрешение на её проведения ни у кого не было. Приехавшие на место действия сотрудники минтранса Бурятии рассказали, что ничего о проведении забастовки не знали.
- Это не в нашей компетенции, говорить поддерживаем или не поддерживаем их, - заявила сотрудница министерства. – Мы сюда приехали, чтобы засвидетельствовать, что такая акция проходит и узнать, какие у них требования. И узнать, кто активисты, чтобы потом с ними связаться и попытаться им как-то посодействовать.
Не знала чиновница и о возможном повторном проведении акции протеста:
- А когда будет вторая акция? Я по крайней мере знаю, что сейчас у них нет права на проведении акции. Они не получали уведомление ни от кого. И скорее всего, это незаконно.
То, что действие дальнобойщиков незаконно, подтвердили и прибывшие сотрудники полиции.
- Это всё должно решаться в рамках закона, а не так, как сейчас – усложнили проезд и всё. Это же федеральная трасса, с этим не шутят. Я сейчас попрошу водителей отогнать машины в сторону, мы зайдём в тепло и будем разбираться нормально, цивилизовано. Речь о наказании сейчас не стоит, нужно сейчас освободить проезжую часть, - пытался разогнать бастующих представитель правоохранительных органов.
Однако одному справиться с полусотней возмущённых водителей ему справиться не удалось. Как заявили дальнобойщики, они не уйдут отсюда, пока не прибудет представитель компании «Платон». Однако ни его, ни местных чиновников на месте водителям дождаться не удалось.
Активистам теперь грозит суд
После двухчасового простоя на морозе, бастующие начали понемногу расходиться. К тому же прибыли еще дополнительно сотрудники МВД, которые популярно объяснили, что за акцию протеста транспортники могут поплатиться рублём.
- Вы нарушаете 64-й федеральный закон о порядке предоставлений документов, уведомлений по проведению митингов, акций протеста. Здесь должны быть официальные организаторы, те, кто отвечает за охрану правопорядка. Тем более, эта федеральная трасса не попадает под место проведения акции. Поэтому ваше мероприятие сейчас имеет статус незаконного. Поэтому я рекомендую вам сейчас в течении какого-то времени определиться, и прекратить это мероприятие. А мы в любом случае вынуждены будем задокументировать ваши действия, и обратиться в суд, потому что вы нарушили. К вам будут судом приниматься меры, - заявил заместитель начальника полиции Афанасий Борхонов
Сами же дальнобойщики готовы отвечать за свои действия. К тому же водители заявили, что если до 15-го ноября они не будут услышаны властями, то выйдут повторно на забастовку – перекроют дороги полностью.
- Пусть выписывают штрафы, это их право. Мы своё право тоже сегодня высказали. Это был как акт гражданского неповиновения, - заключили дальнобойщики.
Мария Токмакова, «Байкал-Daily»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.