Флот Бурятии проходит проверки в связи с гибелью теплохода «Булгария»
Установлено, что обстановка на внутренних водных путях остается сложной. Так, более 700 судов, перевозящих пассажиров, имеют возраст свыше 30 лет. Повсеместное распространение получили факты судоходства c неукомплектованными экипажами, без разрешительной документации, учета предельной пассажировместимости, необходимых спасательных средств. Выяснилось, что используются не соответствующие судовым документам двигатели.
Особую обеспокоенность вызывает отсутствие должного государственного контроля в данной сфере. Генпрокуратура высказала претензии к Речному регистру и Ространснадзору, сообщила сегодня, третьего августа, пресс-служба ведомства.
По словам Максима Кузьмичева, заместителя начальника отдела Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по РБ, в Бурятии таких крупных судов, как затонувшая «Булгария», нет. Поэтому в соответствии с распоряжением президента РФ проверяют лишь маломерные суда. А их в регионе свыше семи тысяч. Вместимость таких судов максимум двенадцать пассажиров.
Надо сказать, что маломерный водный транспорт с каждым годом становится в республике всё популярнее несмотря на довольно короткую навигацию. Стоимость такого вида транспорта сегодня стала вполне приемлемой, а удобство и качество современных катеров, моторных яхт или, например, скутеров делает их заманчивым видом транспорта на акваториях. Поэтому не удивительно, что приобретение собственного маломерного судна стало еще и престижным, а водный транспорт снова вошел в моду. Все больше и больше людей стремятся приобрести собственное судно, причем для многих это судно – первое.
Для того, чтобы управлять таким видом транспорта, необходимо иметь ряд документов, прежде всего, права на судовождение. Для получения таких прав придется сдавать специальный экзамен ГИМС, который очень похож на экзамены в ГИБДД на право вождения автомобиля. Обладатели таких прав зачастую незаконно осуществляют перевозку пассажиров. Однако право осуществлять перевозку людей дает только специальная лицензия от Российского речного регистра, которую получить не так просто.
Хотя вряд ли сложность получения пресловутой лицензии заставит многочисленных оборотистых людей отказаться от искушения заработать на естественном желании людей прокатиться с ветерком по воде. На наиболее популярных у жителей республики водоёмах: озеро Байкал, Гусиное, Щучье, Торма, «карьеры» и так далее, последнее время совершенно стихийно и безо всяких лицензий возникли прокаты скутеров, лодок, катание на «бананах» и проч. И, как вы понимаете, их владельцам совершенно всё равно, трезв ли клиент или пьян, в состоянии ли он управлять мощным средством и т.д.
А на каждый водоём контролёров не напасёшься. Неудивительно, что большая часть чрезвычайных ситуаций на воде в республике связано именно с использованием этих самых маломерных судов. Большие и малые ЧП происходят на водоёмах республики практически ежедневно.
Сейчас в Бурятии идут внеплановые проверки водного транспорта в связи с трагическими событиями на Волге. Госинспектор Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Александр Житихин совместно со специалистами Бурятской транспортной прокуратуры, ГИМС, Роспотребнадзора проверяют техническое состояние судов и документы. Окончательные результаты ее станут известны в августе.
По словам Александра Житихина, в республике довольно старый флот. Но старый не означает плохой: он не раз проходил капремонт и до сих пор благополучно работает, суда находятся во вполне удовлетворительном состоянии. Что же касается персонала, то ежегодно рядовой и командный состав повышает квалификацию. Бич флота - большая текучесть кадров – из-за низкой заработной платы.
Относительно современным в республике является флот маломерных судов – преобладают резиновые суда 2000 годов выпуска, также широко эксплуатируются хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации лодки и катера производства конца 80-х.
Что же касается безопасности пассажирских перевозок, то об этом сейчас болит голова у иркутян: крупнейший перевозчик по воде - ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП), старейшее транспортное предприятие Восточной Сибири находится в Иркутске. Оно осуществляет грузовые и пассажирские перевозки в акватории Ангары, Иркута, озере Байкал.
Как следует из информации, размещенной на сайте компании, весь флот ВСРП надежен и соответствует нормам безопасности пассажиров. Однако застрахованы ли суда ВСРП от ЧП? Ответ на этот вопрос должна дать продолжающаяся полномасштабная проверка пассажирского транспорта.
По словам Василия Семенникова, начальника Байкало-Селенгинского района водных путей, у нас чисто технический буксирный флот. Пассажирских судов нет, а в целом флот, конечно, старый, 1950-1960 года постройки. Естественно, необходима модернизация. За три года сделан капитальный ремонт 50 процентов флота. Все переделано из класса «О» (озеро) в класс «М» (море). В 2005 году построен новый грузовой теплоход «Перевал», в будущем году ожидается закладка еще одного нового теплохода также для озера Байкал.
- Все наши суда снабжены системами Глонасс, спутниковой связью, чтобы быстро определять местонахождение корабля, - говорит Александр Борисов, заместитель начальника Байкало-Селенгинского района водных путей.
По словам Василия Семенникова, причиной крушения «Булгарии» стали не технические характеристики, а неправильная эксплуатация и перегруз:
- Если рассматривать наши пассажирские суда, то я бы не сказал, что он имеет перегруз. Туристический наплыв, по крайней мере, пока, не очень большой. В основном перевозки идут из Иркутской области. Это Восточно-Сибирское речное пароходство. А у нас это маломерный флот – катера, моторные лодки.
А случались ли в Бурятии катастрофы, подобные волжской? На этот вопрос ответил Евгений Коршунов, водолазный специалист предприятия «Подводник».
-Помню, в 1982 году на Байкале затонул теплоход «Ярослав». Тогда дул сильный северо-западный ветер. Порывы усилились, ветер погнал вслед водяные валы. Корабль перевернулся вверх дном, и какое-то время был на плаву. За этим наблюдали рыбаки в лодке, но они не смогли подплыть к ним и помочь из-за сильных волн. Несколько дней район гибели теплохода обследовали поисковые группы, были задействованы канадские глубоководные аппараты. Членов экипажа не нашли. Не обнаружили также и самого затонувшего теплохода. На моей памяти больше таких крупных крушений на Байкале не было…, - сказал он.
Надо сказать, что когда Байкал называют морем, это не метафора и не поэтическое преувеличение. Все суда, поступающие для эксплуатации в акватории озера Байкал и имеющие категорию «О» (озеро) в обязательном порядке переделывают согласно требованиям категории «М» (море). А это очень трудоёмкий и дорогостоящий процесс: вдоль киля устанавливают балласт в несколько тонн, позволяющий судну противостоять поистине морским штормам, увеличивают толщину металлической обшивки - вместо 4мм металла обшивают металл толщиной 6 мм. И многое-многое другое.
И это понятно: морское судоходство, в отличие от речного всегда было связано с повышенным риском, сообщает «Молодежь Бурятии».