«Дылача» из Бурятии собирается дойти до Путина
Эвенкийская община «Дылача» намерена собрать не менее тысячи подписей под обращениями к главе Бурятии и президенту России. Сегодня старейшины общины устроили специальную встречу, на которой вновь заявили, что вменяемое правоохранительными органами хищение нефрита является «чушью» и «дискриминацией эвенкийского народа»
Руководство «Дылачи», напомним, сейчас находится в Москве, где уже просило помощи у Общественной палаты и бизнес-омбудсмена России. Поддержка на словах была им оказана: так, уполномоченный по защите прав бизнеса Борис Титов заявил, что лично переговорит с представителями МВД России по поводу проведённых обысков и пропавшего впоследствии начальника участка Сергея Ямбурова. Судьба его по-прежнему неизвестна, несмотря на запросы в МВД и прокуратуру.
Бывший на встрече в Общественной палате советник общины Вячеслав Хингелов заявил сегодня, что Борис Титов уже «вник в проблему» и пообещал «бороться». Пока, впрочем, дело только ограничивается только заявлениями, охотно подхваченными федеральными СМИ.
Расследование же уголовного дела продолжается. Находящийся на складах «Дылачи» нефрит уже конфискован и вывезен для экспертизы. Речь идёт о более чем тысяче тонн камня – была вывезена вся партия, хранящаяся на складах.
Между тем ущерб от хищения нефрита в МВД оценивают в 600 миллионов рублей. По данным правоохранительных органов, были сфальфицированы графические координаты предоставленного общине участка, что позволило разрабатывать залежи на другой территории.
В самой «Дылаче» ссылаются на результаты многочисленных проверок, в том числе и лицензионно-разрешительных документов. Здесь говорят, что ежегодно надзорные органы устраивают порядка 120 проверок, ни одна из которых не выявила нарушений. Комплексная проверка от прокуратуры, Росприроднадзора и МВД по Бурятии проводилась в последний раз в августе этого года.
- Все действия, которые сейчас проводятся, иначе как дискриминационными не назовёшь. Я считаю и ответственно заявляю, что это дискриминация эвенкийского народа, - заявила председатель национально-культурной автономии эвенков Бурятии Мария Наумова.
По словам эвенков, добыча нефрита эвенками Баунтовского района является чуть ли их не традиционным видом деятельности, которым они занимались ещё до прихода русских. А все средства от легальной добычи камня направляются исключительно на финансирование социальных проектов, вроде организации спортивных турниров или адресной помощи больным детям.
Подобных хвалебных слов в адрес семейно-родовой общины звучали больше часа - впрочем, участники встречи и не скрывали, что из цель – «обелить» общину.
Более того, по словам защитников «Дылачи», община активно борется с чёрными копателями нефрита.
- Сегодня их в лесу ходят тысячи людей. Они образовались в последние три года. Всему этому способствует, что по линии правительства были одобрены лицензии на коллекционный камень. Имея этот документ, люди и занимаются добычей нефрита, - заявил Вячеслав Хингеев.
Сейчас автономия готовит обращения в адрес главы республики Вячеслава Наговицына и президента России. Тексты пока не написаны, однако в «Дылаче» уверяют, что они будут составлены в ближайшее время. Подписи под обращениями поставят не только члены автономии эвенков, но и общественные организации, в том числе Баунтовского района. В Дылаче уверены, что смогут собрать не менее тысячи подписей.
- Если нам не будут возмещены убытки, мы дойдём до Страсбургского суда, - заявляют старейшины общины.
Между тем в «Дылаче» не исключают, что их дело связано с вхождением в нефритовую отрасль Бурятии крупных российских холдингов. Напомним, во время операции в Баунтовском районе на месте находился главный геолог «Русской нефритовой компании», учредителем которой является «Русская цементная компания». В её учредителях, по данным «Номер один», значатся окологосударственный холдинг «Сибирский цемент» с долей в 26 процентов, государственные «Ростехнологии» - 24,9 процента. Есть и оффшорные компании.
-«Русская нефритовая компания» с таким апломбом вопросы устраивает. Если человек не заинтересован, то почему должен устраивать там допросы? – прокомментировал Вячеслав Хингеев. – Я не знаю, какое они имеют отношение. Скорее всего, они заинтересованные люди с крупного бизнеса, которые можно сказать, хотят забрать этот бизнес.