«Молодежь Бурятии»: Круг инвесторов «Байкальской гавани» весьма ограничен

«Молодежь Бурятии»:  Круг инвесторов «Байкальской гавани» весьма ограничен
Бизнес,  19.05.2011 11:56.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года рассматривает создаваемые туристско-рекреационные зоны (ТРЗ) как часть инновационной программы развития экономики и одной из основных точек экономического роста тех регионов, где они будут созданы

Это в полной мере относится и к особой экономической зоне (ОЭЗ) «Байкальская гавань», которая будет реализована на территории Прибайкальского района Бурятии. Вот только насколько оправданы эти ожидания и насколько успешно продвигается реализация этого, безусловно, самого масштабного в истории республики проекта?

ОЭЗ «Байкальская гавань» будет построена на пяти участках: «Турка», «Пески», «Гора Бычья - вершина 1771», «Бухта Безымянная», «Горячинск». Частные инвестиции в ОЭЗ оцениваются в 7 миллиардов рублей. Строительство инфраструктуры началось в 2009 году.

Федеральные и региональные власти обещали инвестировать в 2011 году в развитие инфраструктуры 2 миллиарда рублей, 76 процентов из которых составят средства федерального бюджета, остальные будут выделены из бюджета республики. Это позволит завершить обустройство инфраструктуры двух из пяти участков турзоны — «Турка» и «Пески».

Та же ситуация и с другими показателями. В первоначальном варианте число туристских посещений за год должно было составить без малого два миллиона человек. Причем почти половину из этого количества планировалось обеспечить за счет иностранных туристов - прежде всего из Японии, Южной Кореи, Китая и Монголии. Сейчас эта цифра, по одним данным, уменьшилась в два раза, по другим – и вовсе на порядок.
 
Определенная неразбериха и со сроками ввода в действие объектов «Байкальской гавани». Практически по всем пяти участкам ТРЗ произошел некоторый «временной сдвиг». Разумеется, в сторону продления сроков строительства. Так, на одной из встреч президента Бурятии Вячеслава Наговицына с председателем правительства РФ Владимиром Путиным прозвучало, что строительство инфраструктуры турзоны завершится уже в 2011 году, а все отели в «Байкальской гавани» будут построены к 2014 году. Сегодня даже ежу понятно, что это абсолютно нереальные сроки, которые в лучшем случае будут пролонгированы на год, а в худшем… Нет никакой гарантии, что очередной мировой экономический кризис или какой-то другой форс-мажор не внесут коррективы в планы резидентов турзоны.

Нет, никто не сомневается, что первых гостей в «Байкальской гавани» можно будет принять, как и обещано, уже в 2013 году. Но понятно, что это будут «символические туристы», которые, боюсь, могут глубоко разочароваться разницей между тем, что они видели в рекламных проспектах и тем, что они увидят, например, в Турке.
Недружественная среда

Существует мнение, что концепция развития туризма посредством создания туристско-рекреационных зон не учитывает многих российских реалий. В мире накоплен как положительный, так и отрицательный опыт, который, похоже, не слишком хорошо был изучен авторами российского варианта. Эксперты считают, что в разных странах этот метод дает разные результаты, а залог успеха, прежде всего, в щедром финансировании и хорошей управляемости.

В Турции, например, стоимость инвестпроекта только одной из ТРЗ составляет около сорока миллиардов долларов! В России на все турзоны эта цифра на порядок меньше. Опять же по экспертным оценкам, чтобы российские ТРЗ заработали, государство должно вкладывать в их инфраструктуру по 2,7 миллиона евро на каждый квадратный километр. Но такой щедрости от государства ожидать трудно. Поэтому и развиваются российские турзоны, как говорится, ни шатко ни валко.

Зарегистрированные резиденты «Байкальской гавани»:

Участок «Турка»: ООО «Путник Сибири», ООО «Круизы Байкала», ООО «Байкальская гавань», ООО «Рыбацкая деревня», ООО «Байкал-Инвест», ООО «Сибирь-Капитал», ООО «Интерра».

Участок «Пески»: ЗАО «Золотые пески Байкала».

Участок «Гора Бычья»: ООО «Гора Бычья».

Участки «Горячинск» и «Бухта Безымянная»: резиденты не зарегистрированы.

В этом смысле «Байкальская гавань» находится на хорошем счету и является едва ли не лидером по темпам освоения бюджетных средств, выделяемых на строительство инфраструктуры.

Но вот со второй составляющей государственно-частного партнерства – инвесторами – и у нас, как выясняется, большие проблемы. Руководители республики и РосОЭЗ на публику, правда, выдают оптимистичные речи о том, что все хорошо, и от желающих вложиться в развитие «Байкальской гавани» едва ли отбоя нет.

А на деле как было год назад заявлено о регистрации девяти резидентов турзоны, так эта цифра и не меняется. И дело даже не в качественном составе «резидентуры» - хотя и здесь возникают вопросы. Ведь из девяти три – ООО «Путник Сибирь», ООО «Рыбацкая деревня» и ООО «Байкальская гавань» - входят в состав группы «Метрополь», которая является генеральным подрядчиком всего проекта.

Если бы все было так, как представляют, нужно было бы проводить конкурсы для резидентов, по итогам которых отбирать инвесторов, предложивших лучшие условия. Вместо этого мы пытаемся затащить к себе любого, кто пообещает хотя бы что-то.

Если посмотреть по всем пяти участкам турзоны, то с привлечением внебюджетных инвестиций наиболее благополучно дело обстоит с участками «Гора Бычья» и «Пески». По участку «Турка» достигнуты предварительные договоренности примерно на половину прогнозируемой цифры. А вот по двум оставшимся участкам - «Бухта Безымянная» и «Горячинск» пока полная тишина.

Что же отпугивает потенциальных инвесторов?

На этот вопрос ответить одновременно и легко, и достаточно сложно. Возможно, предлагаемые преференции и налоговые льготы выглядят в их глазах недостаточно привлекательными. Освобождение от налогов на землю и на имущество на время налоговых каникул, незначительное снижение налога на прибыль (с 20-ти до 16-ти процентов) и некоторые другие льготы, в том числе таможенные, должны в совокупности обеспечить для резидентов снижение издержек примерно на 20 процентов. Много это или мало для того, чтобы не бояться вложиться по-крупному?

На апрельской встрече в правительстве некоторые из зарегистрированных резидентов высказали свои претензии властям. В основном они связаны с промедлением по финансированию ряда инфраструктурных объектов. Ведь вся инженерная, транспортная и социальная инфраструктура должны быть созданы за счет бюджетных средств в оговоренные соглашением сроки. Во многих случаях они на сегодняшний день срываются. Во всяком случае, если сравнить с теми сроками, которые были заявлены первоначально.

Без руля и без ветрил

В случае успеха реализация проекта «Байкальская гавань» позволит республике довести долю туризма в валовом региональном продукте с учетом смежных отраслей до 26-ти процентов. Однако из пяти участков зоны федеральную власть почему-то заинтересовали только два самых небольших — «Турка» и «Пески». В них планировалось одновременное присутствие всего 750-ти туристов, то есть, готовилось строительство туристического центра премиум-класса для VIP-персон. Причем «Турка» - это порт, рассчитанный на прибытие туристов из Иркутской области. Добраться до ТРЗ иным путем можно пока только виртуально: 120 километров до подлежащего глубокой реконструкции международного аэропорта «Байкал» в Улан-Удэ, затем полтора часа езды автобусом по несуществующей дороге или 30 минут полета до аэропорта села Горячинск, который предполагается восстановить с нуля.

О существовании других участков ТРЗ федеральные власти словно забыли.

Так, гора Бычья, по заключению канадской фирмы Ecosign Mountain Resort Planners Ltd, может быть развита в крупнейший в мире курорт, обслуживающий в день более 100 тысяч человек. Потенциал ее вдвое выше, чем у Куршевеля. Первый снег здесь появляется ранней осенью и лежит до июня. Благодаря своему местоположению (в небольшом удалении от Байкала и в непосредственной близости от озера Котокель) здесь сложился уникальный микроклимат.

Однако у широко разрекламированной горы, где первоначально планировалось строительство горнолыжного курорта, концепции нет и поныне. Непонятно даже, в какую сторону скатываться с нее на лыжах. Не определена и точка начала строительства автомобильной дороги к этой горе. В итоге деньги, запланированные на дорогу в 2008 году, были переброшены на сооружение дороги Улан-Удэ - Курумкан.

Дорога же к ТРЗ около самой зоны вроде бы делается, но ближе к Улан-Удэ местами на ней нет асфальта. Зато, как оказалось, чиновники РосОЭЗ в 2008 году выделили средства из бюджета Бурятии на строительство внутризоновых пешеходных дорожек, которые, может, и вовсе будут не нужны.

Одновременно выяснилось, что РосОЭЗ не предусмотрел федеральных средств на создание в «Турке» и «Песках» социальной инфраструктуры - больниц, детских садов, школ. Более того, оказалось, что у концепции создания всей зоны отсутствует инвестиционно-экономическое обоснование. Канадская фирма Ecosign, которая в 2006 году выбирала местность и проектировала расположение объектов внутри зоны, не озаботилась вопросом, выгодно ли здесь вообще строить ТРЗ. Когда это выяснилось, деньги на строительство уже давно выделялись, так что пришлось строить все по плану.

А план был таков: за четыре миллиарда рублей под зону, то есть к двум крохотным участкам на 750 человек - «Турке» и «Пескам», строились дороги, ЛЭП, маяк, порт и раздвижной мост в Турке. Можно, конечно, подумать, что в правительстве России не понимали, что это экономический нонсенс, однако в простодушие этих людей верится с трудом.

Во всяком случае, средств для самостоятельного развития остальных участков зоны у республики нет, а местный бизнес большого интереса к этим проектам не проявил. Стоит ли удивляться, что в итоге в «Байкальской гавани» было зарегистрировано всего девять резидентов.

А как у других?

К концу 2008 года из федерального бюджета в создание системы ТРЗ было вложено девять миллиардов рублей. С этого момента финансирование программы правительством было без объяснения причин секвестировано. По итогам проверки Генпрокуратуры РФ выяснилось, что создание ТРЗ реально продвигается лишь в двух регионах, остальным же не удалось преодолеть бумажную стадию. Зоны в Иркутской и Калининградской областях к моменту проверки все еще находились на стадии проекта планировки. Две другие ТРЗ - в Ставрополье и на Кубани - находились на стадии рабочего проектирования. Тем не менее, было решено, что аэропорты и автодороги в этих четырех зонах все-таки будут построены, так как финансирование этих объектов идет по федеральной целевой программе.

Кроме того, этим ТРЗ были выделены госсредства на скорейшее завершение уже начатых работ.

В трех из семи ТРЗ строительство решили продолжить - в «Бирюзовой Катуни» в Алтайском крае, «Алтайской долине» в Республике Алтай и «Байкальской гавани» в Бурятии. Будут ли впоследствии продолжены работы в оставшихся четырех ТРЗ, правительство до сих пор не сообщило.

Вся надежда на китайцев

В июне прошлого года министерство регионального развития РФ отобрало 11 проектов в рамках реализации Российско-китайской программы сотрудничества общей инвестиционной стоимостью 208 миллиардов рублей. Об этом в рамках экспертного совета министерства сообщил руководитель Департамента инвестиционных проектов ведомства Денис Травин.

Минрегионразвития выбирал из числа 50-ти проектов, которые регионы посчитали приоритетными в области развития инфраструктуры, транспорта, туризма, охраны окружающей среды и соответствовали интересам России и Китая, а также принципам эффективности. Выбранные проекты при их утверждении будут развиваться в девяти регионах РФ.

Среди отобранных проектов оказалась и особая экономическая туристско-рекреационная зона «Байкальская гавань» в Бурятии с возможностью размещения 22-х тысяч туристов и посещением в год одного миллиона человек (инвестиции - 38 миллиардов рублей) и туристско-рекреационная зона «Большой Уссурийский остров» со стоимостью целевых проектов 8,2 миллиарда рублей и инвестициями в инфраструктуру 12,2 миллиарда рублей, сообщает «Молодежь Бурятии».

Мы неконкурентноспособны

Оценивая туристские ресурсы РФ, руководители профильных министерств и ведомств постоянно отмечают их богатство. Эта точка зрения, однако, является спорной, считает руководитель Бюро экономической экспертизы, доктор экономических наук Михаил Фрумкин. - Лишь крохотный кусочек Черноморского побережья в Краснодарском крае находится в субтропиках, природной зоне, привлекательной для организации массового отдыха на побережьях теплых морей. Остальная территория РФ расположена в зонах арктических пустынь, тундры, лесной и степной.

Три четверти территории России относится к зоне Крайнего Севера и приравненным к нему территориям. Многолетняя мерзлота занимает 30 процентов ее площади, 10 процентов относится к заболоченным местностям. 70% территории РФ неблагоприятны или малоблагоприятны для жизни человека. Наиболее комфортны для проживания территории Северо-Западного, Центрального, Центрально-Черноземного, северная половина Поволжского и почти всего Северо-Кавказского экономических районов.
Теплый период в большинстве регионов с благоприятными условиями проживания продолжается менее трех месяцев. Дискомфортность природных условий на всех территориях ярко выражена зимой при низких температурах и сильных ветрах. В целом РФ принадлежит к северным странам, отличающимся длительной холодной зимой, коротким летом, коротким сроком купания в открытых водоемах.

Сравнивая природу России со странами, поставляющими нам наибольшее число туристов, - Финляндией, Польшей, Германией и США, можно констатировать, что наши природные ресурсы для них не являются мотивом приезда.

Все эти страны расположены в лесном поясе умеренных широт, и для их граждан природа преобладающей части России, также лежащей в лесной зоне, не экзотика. А ведь именно уникальность определяет направленность турпотоков.

Черноморское побережье Краснодарского края не выдерживает конкуренции с зарубежными приморскими курортами в субтропиках, пользующихся устойчивой популярностью - ни по качеству воды (на Черном море ни одному пляжу не присвоен флаг ЕС, говорящий о его экологической чистоте), ни по погоде.

Невелики наши перспективы и в отношении гор. Большой Кавказ выпал из туристской жизни из-за терроризма. Горы Сибири слишком суровы и не обустроены, они интересны лишь для небольшого числа экстремалов.

Не способствует развитию въездного туризма отсутствие в регионах уникальных творений природы, подобных Ниагарскому водопаду в США, Большому Барьерному рифу у побережья Австралии, заповеднику Нгоронгоро в Африке, Большому Каньону в Колорадо, которые стабильно создают огромный турпоток.

Следует признать, что туристско-рекреационный потенциал РФ не может создавать большие потоки въездного туризма. 

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Улан-Удэ из-за снегопада произошёл всплеск ДТП
Зарегистрировано в два раза больше автоаварий, чем обычно
В Иркутске разыскивают водителя, наехавшего на подростка
Его призывают добровольно явиться в полицию
Житель Бурятии перевёл мошенникам 1,3 млн своих накоплений
Ранее мужчина трижды участвовал в профилактических мероприятиях полицейских
В селе Бурятии вспыхнула веранда дома
К пожару привело короткое замыкание
В подъезде дома в Улан-Удэ задержали девушек с наркотиками
Росгвардейцы прибыли по сигналу местного жителя
В Бурятии осудили сбытчиков фальшивых евро
Из незаконного оборота было изъято 25,5 тысячи фальшивых евро
В Улан-Удэ мужчина получил ожоги, пытаясь потушить машину
Пожар произошёл на проспекте Автомобилистов
За сутки в Бурятии мошенники выманили более 2 млн рублей
Преступления произошли в разных районах республики 
В Кызыле хотят отловить всех безнадзорных собак
Служба ветеринарии Тувы предложила использовать экстраординарные меры, чтобы не допустить распространения бешенства
^