Забайкальский край поднимет в Госдуме проблемы добычи кедровых орехов

Забайкальский край поднимет в Госдуме проблемы добычи кедровых орехов
Бизнес,  11.10.2011 20:32.
Депутаты краевого парламента побывали в красночикойской тайге, где на практике познакомились с непростым механизмом добычи кедрового ореха. Проблемы заготовки и переработки дикоросов стали темой выездного заседания парламентариев

С раннего утра четвёртого октября — первого дня пребывания в Красном Чикое – депутаты отправились в урочище Делентуй — место традиционной заготовки ореха. Путь составил 18 километров вглубь тайги, сначала на УАЗиках по лесовозной дороге, а затем пешком, вверх, на крутой хребет.

По новым правилам Лесного кодекса РФ все постройки в лесу вне закона, но это сильно расходится с практикой.

- Предполагается, что заготовитель пришёл, собрал в мешок орехов и ушёл домой, — прокомментировал ситуацию Александр Шикунов, председатель Совета района. — Основная заготовка ведётся в кедровниках за 50, 70, 100 и более километров, за один день не обернёшься. Поэтому лесные избушки строились всегда и передавались из поколения в поколение. Вне закона оказались также не только специальные постройки для шелушения шишки – сайбы, но и колоты для битья орехов. Лесной кодекс запретил даже рубить дрова для костра, несмотря на обилие валежника и сухостоя.

В случае, когда речь идёт о промышленной добыче ореха, индивидуальные предприниматели или юридические лица обязаны оформить договор аренды. Он заключается на срок от 10-ти до 49-ти лет по результатам аукциона на право пользования лесным участком. По словам Михаила Михайлова, хозяина «Таёжной компании», — а это предприятие депутаты краевого парламента посетили на следующий день, долгосрочная аренда — дорого и невыгодно. Например, «Таёжная компания», занимающаяся глубокой переработкой ореха более десяти лет, платит за аренду участка 120 тысяч рублей в год.

- При этом каждый год урожайным не бывает, — отмечает предприниматель, — поэтому затраты не окупаются добытым орехом. За сезон моё предприятие добывает примерно 13 с половиной тонн. В результате простых арифметических действий получается - чтобы просто войти в тайгу, за каждый килограмм ореха надо заплатить по 9,5 рублей.

По словам Михайлова, именно поэтому сегодня в крае всего три официально оформленных арендатора. Выход из сложившейся ситуации промышленник видит в возвращении к старой схеме — лесобилетам, в стоимость которых должна входить плата и за дрова, и за колот и за пожарную безопасность. Кроме того, предприниматель считает, что стоимость аренды должна зависеть от урожайности: чем меньше урожай, тем меньше должна стоить аренда.

Если же шишки население собирает для собственных нужд, размер которых лесной кодекс не определяет, то законодательных препон нет. В таёжном Красночикойском районе более 70-ти процентов населения живут только этим. Дорогостоящую аренду сельчане платить не в состоянии, но при этом орех добывают не столько для себя, сколько на продажу.

В сложном положении оказалась Государственная лесная служба, ведь, позволяя заниматься заготовкой дикоросов всем желающим, Лесной кодекс дает людям не только беспрепятственный, но и безответственный доступ в тайгу. В результате лес горит, кедровник — погибает.

- В этом году целых четыре осенних пожара действуют в нашем районе, это для нас очень много, — говорит Людмила Кузьмина, начальник Красночикойского отдела Государственной лесной службы Забайкальского края. – Огонь прошёлся по 126-ти гектарам орехово-промысловой зоны, которую теперь можно исключить из оборота. Когда восстановится этот кедр — неизвестно.

Все эти вопросы были в центре внимания депутатов четырёх профильных комитетов краевого парламента в течение нескольких дней пребывания в районе. Итог увиденному и услышанному был подведён на расширенном заседании с участием специалистов краевых министерств и ведомств, которое состоялось шестого октября в помещении районной администрации.

Подводя черту, парламентарии рекомендовали правительству Забайкальского края усилить меры, направленные на развитие малого бизнеса. Они убеждены, что это позволит повысить занятость населения и снизить уровень безработицы.

- Необходимо изучить опыт в этом вопросе других регионов. К примеру, в Томской области принята и успешно действует государственная программа «Дикоросы», предполагающая включение дикорастущих даров природы в более интенсивный экономический оборот, — отметил Владимир Дарижапов, заместитель председателя по экономической, промышленной политике, территориальному развитию и инновациям.

Сами же депутаты готовы стать авторами целого ряда новых законодательных инициатив.

- Мы приехали в Красный Чикой, чтобы на месте разобраться в проблемах заготовки дикоросов и найти пути их решения, — прокомментировал итоги выездного заседания председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку Александр Ваулин. — Стало очевидно, например, что Лесной кодекс по некоторым позициям сильно перегибает палку в отношении лесопользователей, а где-то допускает их безответственность. Эти противоречия надо устранять. Кроме этого, необходимо пересмотреть и сделать более доступной аренду кедровых участков для местных жителей, а также установить разумные нормы добычи ореха для собственных нужд населения.

С соответствующими предложениями забайкальские депутаты намерены обратиться в Государственную Думу, сообщает пресс-служба парламента.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Там произошла серьёзная коммунальная авария
На севере Бурятии объявился медведь-шатун
Он бродит в опасной близости от людей
В Улан-Удэ два авиарейса задержались на целый час

На столицу Бурятии опустился густой туман

Официантка вагона-ресторана украла телефон у жителя Бурятии
Женщина поддалась соблазну обзавестись гаджетом 
В Бурятии большегруз насмерть сбил женщину
Автоавария случилась вблизи села Таракановка
В Бурятии студент колледжа стащил две бензопилы с деляны
Украденное парень хранил в селе под мостом
19-летняя улан-удэнка обвиняется в ложном доносе
В погоне за лёгким заработком произошла неразбериха 
^