«Номер Один»: МВД Бурятии решило поближе познакомиться с БМПК и завело уголовное дело
В отношении директора Бурятской мясоперерабатывающей компании, самого загадочного бренда Бурятии, возбуждено уголовное дело. Предпринимателю инкриминируют уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. В рамках дела проведена выемка документов в офисе компании. Мы попробовали разобраться в том, что значит это громкое событие и почему оно случилось
Маски-шоу
15 апреля, рассмотрев «рапорт о преступлении», Следственное управление при МВД по Бурятии возбудило уголовное дело в отношении Сергея Колмакова. Генеральному директору БМПК предъявили уклонение от уплаты НДС и налога на прибыль за 2008 год. По мнению МВД, в межрайонную ИФНС № 1 были отправлены налоговые декларации с заведомо ложными сведениями. Сумма укрытых налогов, по подсчетам милиционеров, составила 11,96 миллиона рублей.
19 апреля в офисе БМПК были проведены обыски. Впрочем, как подчеркивают очевидцы, «маски-шоу» прошли вполне корректно. Менеджеры БМПК не чинили препятствий правоохранительным органам. Те, в свою очередь, изъяли документацию, в том числе находящуюся в компьютерах компании.
О БМПК никто ничего не знал еще четыре года назад. Тогда, пожалуй, в первый и последний раз Сергей Колмаков, гендиректор, выступил в прессе публично:
- В настоящее время на БМПК перерабатывается до двух тонн мяса в сутки. Мы можем выпускать и 12 тонн, но пока в этом нет необходимости, -сообщил он журналистам.
Загадочное чудо
Так в Бурятии тихо и незаметно появилось довольно крупное производство, которое стартовало со скромных двух тонн. Но уже через три года БМПК выпускал колбасы в 10 раз больше. Скорость развития удивила всех участников рынка. По данным экспертов, в 2009 году БМПК занимал 50 процентов колбасного рынка Бурятии, сами они оценивали свою долю еще выше - на уровне 60-70 процентов.
В 2010 году доля рынка снизилась по объективным причинам - восстанавливается «Бурятмясопром» и запускается «Селенга», но про 30-35 процентов, как минимум, можно говорить смело.
Что привело к такому невиданному ранее в республике старту? Безусловно, все наблюдатели отмечают грамотный агрессивный маркетинг и очень удачное время начала деятельности. Старт БМПК совпал с проблемами у привычного жителям Бурятии бренда - производство на «Бурятмясопроме» было полностью остановлено. Менеджеры БМПК излишне умничать не стали и поступили единственно верно - запустили очень похожий бренд.
Логотип не скопирован, но очень похож на традиционного производителя мясопродуктов в Бурятии. Вплоть до присутствия на нем символа БМП - быка. В результате потребители, привыкшие за десятилетия к торговой марке «Бурятмясопром», путают марки до нынешних времен. Качество продукции тоже было весьма на уровне.
В торговых сетях вспоминают появление безупречной и непривычной для Бурятии четкости менеджмента в проведении маркетинговых, рекламных и деловых отношений. Итак, за три года Бурятия получила мощное производство объемом около 20 тонн колбасы в сутки. Очень при этом загадочное.
Кто стоит за БМПК
До сих пор нет никаких проверенных данных ни об учредителях БМПК, ни о том, как и откуда взялся капитал на столь бурную экспансию. Скрытность топ-менеджеров начала входить уже в легенду среди узкого круга производителей и продавцов колбасы.
- Мы в глаза не видели генерального директора, ровно также не знаем владельцев БМПК, работаем только с менеджерами, - самый распространенный и, по сути, единственный ответ на попытку узнать подробности о БМПК у участников рынка.
Сомнению не подлежит только тесная взаимосвязь БМПК с фирмой «Океан», а также читинские корни компании.
- Когда БМПК только запускалась, даже торговой марки не было, так и говорили: «Океан» ставит мясной цех, - вспоминают очевидцы.
Теперь пару слов об «Океане». Мало чем примечательная компания, долгие годы поставляющая в Улан-Удэ рыбные пресервы и консервы с Дальнего Востока. За это время она даже не выбилась в лидеры в своем направлении на рынке Бурятии и представляла крепкого поставщика - не более того. Впрочем, неофициальная информация была куда более интригующей - вновь читинский бизнес, причем крупный. Ходил слух даже о собственных сейнерах и сухогрузах на Тихом океане.
Когда начались проблемы
Любопытно, что презентуя БМПК в конце 2006 года, Сергей Колмаков обмолвился прессе:
- Приходится использовать бразильское, это калиброванное качественное мясо.
Судя по всему, мы имеем дело с бесперебойной поставкой импортного сырья в огромных масштабах. Как раз водным путем на Дальний Восток и далее. Тем более, наблюдатели подтверждают:
- Сегодня БМПК использует в колбасах на сто процентов импортное сырье.
Читинский или чуть ли не дальневосточный след подтверждает тезис, что деньги на развитие пришли в Бурятию извне. Местная деятельность «Океана» никак не могла помочь БМПК развиться до таких масштабов. Это были мощные финансовые вливания, которые пришли откуда-то из других регионов.
Первая информация о сложностях с налоговыми органами на БМПК появилась в конце прошлого года. По коридорам правоохранительных структур прошелестело: «У БМПК проблемы с налогами».
Тогда заинтересованная общественность на это не сильно обратила внимание. Претензии можно предъявлять, как минимум, к каждому второму предприятию, работающему в России. Только в Бурятии директоров больших предприятий с налоговыми «трудностями» - пальцев на руке не хватит перечислять. Но до сих пор обходилось как-то без громких уголовных дел по налоговым статьям, максимум - арбитражные разбирательства. «Кошмарить» местный бизнес как-то не принято, ну кроме совсем уж исключительных случаев.
Как видим, с БМПК ситуация зашла несколько дальше. И, видимо, не в последнюю очередь потому, что БМПК так и не стал для Бурятии своим, сообщает «Номер Один».