День Печати: А давайте их дустом?

К середине января ничего не остаётся, как продолжать «отрабатывать календарь». 13 января - День Российской Печати. Давайте поговорим в честь праздника, в какой глубине анатомии находится медийная отрасль

Крайне редко объясняю что-либо публично про медийный бизнес, ну, например, в Бурятии, да и в целом по стране. Читатели в отношении к СМИ сродни российским футбольным болельщикам возле телевизора. Сидящие на диванах знают, как правильно играть, какой должен быть состав, куда пинать, кому забивать. В общественном мнении футболисты - колченогие деревяшки, не отрабатывают зарплату, и очень редко доставляют приятное. СМИ мало отличаются - каждый пользователь соцсетей знает, как лучше писать, и о чем. Власть сама всё знает про медийную отрасль, там объяснять ничего не надо. Коллеги из СМИ молчат и тянут лямку. Таким образом, разговаривать публично о медийной отрасли, по сути, не с кем. Но в честь праздника попробую.

Для начала, давайте оставим, не далее как в этом абзаце, понятия «четвёртая власть» и «свобода слова». Пусть этими словами забавляются экзальтированные пользователи соцсетей и недовольные читатели СМИ. Весь мир опытным путём, а вслед за остальным человечеством и российская власть, пришла правильному выводу: «свобода слова» - величина экономическая. Сначала СМИ экономически состоятельны, потом они пишут, что хотят. Не наоборот. А что у нас с экономикой на рынке СМИ, ну, например, в Бурятии?

Существует целая отрасль хозяйства - медийная. Десятки зарегистрированных СМИ, сотни людей. Так вот, рентабельных СМИ в Бурятии, производящих продукт на уровне хотя бы самоокупаемости – однако, не более пальцев одной руки. Все остальное - планово-убыточное хозяйство. Принцип советских колхозов, сонм убыточных плюс пара тройка передовых на область.

При этом бесполезно предъявлять что-либо местным властям. Они делают что могут, поддерживая рынок на плаву, и остерегаясь череды массовых закрытий СМИ. Банкротство целой отрасли, причём политизированной. Причины бедственного состояния большинства СМИ в республике очевидны: сжимание рекламного рынка почти до нуля и отсутствие инвестиционных «длинных денег» в отрасль.

С рекламным рынком всё понятно - бизнес в республике падает или уходит, с чего бы им рекламу давать? И тем более, этих же предпринимателей уже долгие годы не интересует медийный бизнес как средство размещения капитала - завышенные политические риски и «длинное плечо» при возврате инвестиций.

Может, это в небогатой Бурятии так всё грустно? Совсем нет. В остальных регионах России ситуация примерно одинаковая - толпа убыточных и молящих власть о помощи, плюс несколько рентабельных на каждый регион. Становится ясно - это федеральная политика в отношении целой отрасли экономики. Политика эта прекрасна - что делать с медиа всей страны за пределами Садового кольца, там, кажется, никто не знает.

Ведь вся государственная медийная политика свелась к построению десятка федеральных ресурсов под пропаганду. На большее то ли ума, то ли сил не хватило. Остальные десятки тысяч СМИ по России оказались всего лишь подопытными кроликами в лабораторных условиях. А давайте мы обрежем им льготы налоговые и господдержку отрасли? А давайте мы скинем на губернаторов - пусть региональными бюджетами поддерживают свои региональные медийные рынки? А давайте наоборот - лишим местные СМИ региональных денег под видом борьбы с нецелевкой на пиар, вдруг не сдохнут? А давайте их дустом, а выживших наградим в день Печати?

Ну вот с какого перепугу местный бизнес Бурятии, к примеру, будет вкладываться в медийный проект хотя бы миллионов на десять, когда федеральная власть принимает полубезумные решения в отношении этого рынка? Федеральная господдержка свелась к раздаче денег по принципу «на кого судьба пошлёт», чистая лотерея. И нет никаких объяснений - что ждать отрасли? Вы примите уже решение: или как с коммерческими банками, зачистить рынок на уровне страны, тысячами забанкротив половину или треть СМИ во всей России, а с остальными будете о чем-то разговаривать. Сделав рынок более здоровым. Или, если сами не хотите, пусть региональная власть разбирается, тогда не мешайте ей своими дикими представлениями о региональных рынках.

Бензину в этот костер голимой дремучести понимания происходящего подливает ОНФ со своими мечтами. Казалось бы, люди с мест, должны понимать проблемы, но куда там. В какой воспаленный ум пришла идея раздавать сотни тысяч премии лично журналисту, по всей стране, в то время как в СМИ, где награждённые работают, критически не хватает оборотных средств? Журналист пойдет, купит подержанную машину, и через неделю придёт за зарплатой, на которую у СМИ нет денег зачастую. СМИ толпою бы сказали спасибо ОНФ, если бы это было пополнение оборотки хотя бы на те же премиальные 300 тысяч рублей. Для многих мелких СМИ в стране - это месяц полтора фонда заработной платы. Но у ОНФ другие приоритеты же - раскидать произвольно, чтобы громко было.

Ребята с ОНФ, если вы реально хотите помочь региональным СМИ, то идите и лоббируйте две вещи. Первое - целевую программу поддержки региональным СМИ, потому что состояние рынка близко к коматозному. Распределят, конечно же, в итоге, как попало, но хоть какая то системность появится в ваших действиях. Второе - валите в правительство и выбейте налоговые и прочие льготы на «длинные инвестиции» (от конкретной суммы до срока - трех лет и выше) в региональные СМИ. Если вы это сможете, то мы вам скинемся на памятник во славу прижизненно.

Подытоживая, все очень грустно, за исключением одного дня в году - 13 января, День Печати. В этот день, власти всех уровней говорят теплые слова в адрес медиа, словно извиняясь за то, что происходит с отраслью уже долгие годы. И вас с прошедшим Днем Печати также.

Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

^