Про красивых и умных

Подумалось на днях, что кроме разделения на профессиональные и провинциальные, театры, как и люди, делятся на умных, и красивых. Во всяком случае, у нас

А красивые у нас не просто красивые, но еще и закономерно заграничные. То есть, чем красивее театр, тем последовательнее с ним случаются «пиар»-акции, выламывающиеся за границы мыслимого, допустимого, и достойного. И настолько это стало типичным и привычным, что никого уже не удивляют ни запредельно безвкусные афиши, ни их, запредельная же, безграмотность, ни непрерывный поток «открытых» писем чьих-либо сторонников против чьих-либо противников, ни позорные драки «мальчиков» из-за «девочек», etcetera.

Вот и нынче в новогодние праздники в ГРДТ произошло нечто, совершенно не удивительное. Наверняка, многие посмотрели в интернете видео, запечатлевшее, как в момент финальных поклонов, на середину авансцены, деловито и без лишних слов, вынесли баннер с изображением некой особы с цветами. Оказалось, какой-то «романтик» решил так поздравить свою девушку с днем рождения - в театре, при полном зрительном зале. С размахом. Но, оказалось, что затейник сродни герою Михаила Ульянова из фильма «Простая история», которого героиня Нонны Мордюковой, помните, пригвоздила - «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орел!» Так и тут. Кроме молчаливого выноса портрета больше ничего размашистого, видимо, не придумалось, или духу не хватило выйти и публично произнести слова поздравления.

Актеры от такого позора, то есть, пиара (все никак не уясню, что позор у нас теперь пиаром зовется), со сцены сбежали, а те, кто вынес баннер, видимо, не верили, что «кина не будет», и продолжали бессмысленно стоять под недоуменными взглядами покидающих зал зрителей… Зрелище и дурацкое, и смешное. И жалкое. И унизительное. И, конечно, возмутительное. Но то, что администрация театра дала «добро» такой акции, да еще в таком нелепом виде - нисколько не удивительно.

Поэтому, когда в самом конце новогодних каникул, одна из газет поведала, что к ним обратились артисты ГРДТ, недовольные деятельностью директора театра, я привычно подумала, - «ну началось!» - связав недовольство с вышеописанной историей, и, самонадеянно не ознакомившись с обращением, дала запрашиваемый комментарий. Кто бы мог подумать, что сразу три весомых в местном медиа-пространстве СМИ одновременно опубликуют письмо, написанное еще в ноябре, тогда же бурно обсужденное в театре, и, самое главное, не «открытое», а, наоборот, принципиально НЕ предназначенное для посторонних глаз и умов, о чем и говориться в его первых строках! И сам факт этого письма, и его текст, и реакция на него и в театре, и в министерстве культуры, для меня не новость, не событие, и не скандал. Мне и в голову не пришло, что факту, которому почти 2 месяца сделают «искусственное дыхание», и я невольно поучаствую в какой-то бессмысленной провокации.

  В первую очередь, этот массовый «слив» устаревшего, не имеющего теперь уже никакого силы письма, не нужен был театру. Решение принято. Со всеми согласовано. 

Покровительствующие директору и земные, и божественные, силы, думается, довольны; минкульт перекрестился, что открестился от всех лукавых; директор в очередной раз обновил давно насиженное кресло и полон планов пересидеть в нем всех; коллектив ГРДТ затих, кто в умилении, кто в утомлении, кто в унынии. В общем, и овцы целы, и волки сыты, и дальше – тишина… И совершенно никакого смысла ее взрывать. Да, застойное затишье. Да, тупиковое. Да, бесплодное. Но, даже в этой ситуации все понимают, что уж чему-чему, но не скандалу, организованному в прессе, или прессой, под силу запустить в театре нормальный творческий процесс. Публикация злополучного письма чья-то гнусная затея, преследующая гнусные цели - как минимум, снова взбудоражить и без того уже истерзанный творческим и административным неблагополучием театр.

СМИ же в этой ситуации решили, что они и умные, и красивые. И с готовностью ухватились за идущий в руки очередной скандальчик от культюр. Тэгов «министр культуры», «оперный», «Степанов и Баскаков», «открытое письмо артистов» всегда было достаточно для того, чтобы спровоцировать ажиотажный интерес к сайтам и газетам. А уж после почти двухнедельного новогоднего информационного «сна» сам бог велел воспользоваться безотказно действующим приемом. Как говориться, ничего личного, просто бизнес.

Вот и у меня ничего личного, просто невероятно странно следующее – по соседству иркутский университет несколько десятилетий уже выпускает журналистов; с некоторых пор БГУ тоже обзавелся журфаком; оба университета так же располагают и филфаками, которые тоже учат осмыслять действительность и формулировать мысли; некоторые местные журналисты сподобились получить профессиональное образование в Москве, - и при всем при этом максимум, что могут сгенерировать наши СМИ вокруг культуры и искусства, это скандал, и, в лучшем случае, новостная информация.

На тот момент, когда на свет божий выволокли это, полученное СМИ через третьи руки, письмо, культурная жизнь в Улан-Удэ, выражаясь типичным журналистским штампом, била ключом. На днях мне сказали, что если бы я не написала, что в прошлом сезоне бурятский театр драмы поставил восемь премьер, никто бы и не заметил этого. Ну, что ж, если в этом городе только я умею считать, то долна сказать, что в конце декабря-начале января четыре наших театра выпустили четыре же новых полноценных спектакля! Один из них - по сказке Пушкина. У нас, что Пушкина каждый день ставят? Другой – мюзикл известного бурятского композитора. У нас, что местные композиторы каждый день нас осчастливливают своими произведениями, а местные коллективы их исполняют на каждом шагу? Еще один мюзикл – со всех сторон дебют – режиссера, композиторов, художника, маленьких артистов. У нас сплошь и рядом это происходит? Неужели выпускники ИГУ, БГУ, РУДН и прочих ВУЗов, трудящиеся в наших СМИ, не способны осмыслить эти события, и донести осмысленное до своих читателей и телезрителей? Если сами не способны выразить, так сказать, в звуке, то неужели нельзя пообщаться с завлитами, с режиссерами, с композиторами, и опубликовать их мысли и чувства. А-а!!! Скажут мне редакторы – это реклама, за нее надо платить. Ну, да, а дружно опубликованная скандальная информация была донесена до зрителя безвозмездно, исключительно из соображений альтруизма. Хорошо. Верю!

Возвращаюсь к подсчетам. Кроме выпуска новых спектаклей, еще были, как минимум, три новогодних театрализованных представления для зрителей не детского возраста, и, в общем-то, это тоже премьеры, и стоили они театрам немалых сил и «крови». Еще новогоднее представление цирка. И, наконец, филармонический Рождественский фестиваль. Кстати, СМИ до сих пор (а фестиваль прошел в 5-й раз) не осознали его как главное музыкальное и, что особенно примечательно для нашего города, светское событие в нашей культурной жизни. Не способны? Хорошо, нет таких журналистов, которые способны на такой интеллектуальный подвиг. Есть музыковеды. Но им СМИ заказывают статьи сообразно своей позиции. А позиция такая – формировать только скандальный образ местной культуры и искусства, примитизировать их. Почему? Что им такого сделали местные культура и искусство? Да, ничего. Просто наши СМИ проецируют на местную культурную жизнь образ российской попсы, отводя себе роль какой-нибудь «Экспресс-газеты» - источник сплетен и поле для сведения счетов.

Вот недавно читаю в одной газете о филармонии, что художественным руководителем там филолог. По мнению автора статьи, музыковеда, это одно из кадровых преступлений министерства культуры, и лично министра культуры, с которым эта газета, ее учредитель, главный редактор, и автор, упорно борются. В одностороннем порядке (о-о, как хочется разразиться рядом смайликов!)

Ну, во-первых, не филолог, а журналист. Во-вторых, об этом знают все, и ни у кого, кроме автора статьи, и газеты ее опубликовавшей, нет проблем с профессией худрука филармонии. В-третьих, наверное, автор статьи не подозревает, что учредитель газеты, которая ей платит, не медиа-менеджер, а актер, а главный редактор, не журналист, а историк. И вот, что мне странно, что при такой борьбе за чистоту кадровых рядов, представитель такой элитной профессии, как музыковед, не просто сотрудничает с дилетантами, но и подчиняясь им, проникает на чужую, журналистскую, территорию, и пытается спровоцировать скандал,и расследовать какие-то интриги.

А для того, что бы наша публика удостоилась такого благородного удовольствия, как чтение профессионального музыковедческого текста, о, допустим, концерте солистов музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – Натальи Петрожицкой и Дмитрия Зуева, надо, видимо, вызывать столичного музыкального критика. Потому, что у нас НЕКОМУ сказать публике, что это было лучшее музыкальное событие Рождественского фестиваля, а, на мой взгляд, так и лучшее музыкальное событие, которое случилось со всеми нами за последние несколько лет. Может, даже десятилетий. Это музыканты из другой музыкальной цивилизации. То есть вообще – они из музыкальной цивилизации. А мы за пределами этой Ойкумены, несмотря на все 75 лет нашего оперного со всеми его «голладцами», опереттами-гала, и прочими бенефисами духовности. И потому, для нас встреча с таким вокальным и актерским мастерством, с таким исполнительским интеллектом, с такой музыкальной и сценической культурой, с таким чувством стиля и проникновением в драматизм романсов Чайковского, с таким концертмейстером – настоящее чудо!!! Повторю, 5 лет фестивалю. Но наши музыковеды ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ВИДЯТ это мероприятие. Они даже на него почти не ходят. Потому, что в противном случае, давно заученная песня о том, что академическая музыка в филармонии загнана куда-то ( я вот до сих пор не знаю куда она загнана, если ВСЕГДА репертуар филармонии процентов на 80 состоял из концертов академических исполнителей?), станет несостоятельной.

Или, вот еще одна давно заученная песня, что в филармонии нет своих коллектив академической музыки, а в колледже искусств разогнали всех великих педагогов. Хорошо. Но, в таком случае, можно уже прочесть профессиональный музыковедческий отзыв о народившемся молодежном камерном оркестре, созданном в колледже и опекаемым филармонией? Оркестр успел дать несколько концертов, при удивительно многочисленной публике, а музыковеды словно вымерли! Или их «духовное здоровье» не позволяет им поддерживать начинание тех, кого они со всей силой профессионального снобизма так презирают. Или их «трезвый взгляд» снова ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ХОЧЕТ видеть ничего хорошего в нашей музыкальной, культурной жизни.

Если поступиться «принципами», а именно - застарелыми обидами, когда-то ущемленным самолюбием, тщеславием, невостребованностью, - и действительно ТРЕЗВО взглянуть на происходящее, то придется признать многие неприятные вещи. Во-первых, придется признать, что за кадровый голод в культуре и искусстве несут ответственность несколько предыдущий поколений деятелей, в том числе и то поколение, которое сейчас так активно клеймит тех, кто расхлебывает результаты их деятельности. Вернее, бездеятельности. Во-вторых, придется смириться с тем, что их время ушло, а движение назад, в то «как хорошо было раньше!» - невозможно. В-третьих, придется смириться с тем, что существуют не только их взгляды на развитие культуры и искусства. Да, много, с чем придется смириться и что признать. В том числе и то, что филологи, юристы, социологи, экономисты, работающие, простите за очередной журналистский штамп, на ниве культуры, обладают все-таки какими-то достоинствами и качествами, которые позволяют им делать публике праздники искусства в тех экономических условиях, в которых предыдущие поколения просто не выжили бы.

Признать все это, означает в корне изменить отношение к сфере культуры и искусства всем – и СМИ, и их авторам. По меньшей мере, потребуется работать не с воображаемым плодом «духовного здоровья» издателей, редакторов, и авторов, а с реальным культурным контекстом, которому нужен не «желтый» глаз тщеславия, а по-настоящему трезвый взгляд. Умный, профессиональный, и культурный.


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^