- Есть определенные достижения в части семейного устройства детей-сирот, есть серьезные подвижки. Как я убедился, побывав в других регионах, это не везде так, - заявил вначале зампред правительства Бурятии Баир Бальжиров. Однако затем, он сосредоточился на недостатках системы.
- Что меня тревожит и, как нынче говорят, «напрягает» - это работа нашей сети, наших учреждений. Мы должны очень серьезно посмотреть на эту работу, провести аттестации, обучение персонала, особенно руководителей, и добиться перелома, - сообщил Баир Бальжиров. – Мы надеемся, что придет время, когда сеть будет качественно иной, она превратится в центры поддержки семей. Но сегодня без детских домов мы не можем обойтись.
Как сообщила руководитель агентства по делам семьи и детей Светлана Хабаркова, особенно много вопросов возникает по соблюдение санитарного законодательства.
- Несоблюдение требований СанПина приводит к возникновению чрезвычайных ситуаций. Все мы помним историю Бичурского района (вспышка заболеваемости сальмонеллезом – прим. ред). Однако, многие наши руководители не сделали выводов, что подтверждают проверки Роспотребнадзора, Росздравнадзора, проведенные в феврале-марте этого года в таких центрах как Заиграево, Тарбагатай, Хоринск, Прибайкальск. Крайне неудовлетворительно поставлена работа в Муйском районе. Сегодня по уполномоченный по правам ребенка поставил вопрос о соответствии занимаемой должности директора, - пояснила Светлана Хабаркова.
Она напомнила о персональной ответственности руководителей, а также увеличения персональных штрафов до 100 тысяч рублей, сообщив, что в марте один директор получил выговор, а с другим был расторгнут договор.
Недовольство зампреда вызвали и районные комиссии по делам несовершеннолетних. Он обвинил заместителей глав муниципалитетов в невнимании к проблемам беспризорности и детской преступности.
- Во многих районах наши комиссии работают спустя рукава, очень плохо, - подчеркнул Баир Бальжиров.
Уполномоченный по правам ребенка Татьяна Вежевич, в свою очередь, акцентировала внимание на халатном отношении к своим обязанностям органов опеки ряда районов республики. Например, в Джидинском районе дети более года ждут помещения в детские дома, проводя это время в больницах.
Зампред правительства Бурятии попытался получить объяснения от главы района, находившегося на конференц-связи. Однако, безуспешно,- несмотря на включенную аппаратуру, глава был занят своими делами и сидел спиной к монитору.
- Вот так и работаем, - возмутился Баир Бальжиров.
Были отмечены недоработки Окинского района, Улан-Удэ и других. На совещании были отмечены случаи, когда вопросы с жильем, получением статуса сироты, а также другие недоработки чиновников решаются только с помощью уполномоченного по правам ребенка.
- Берешь за руку и ведешь на работу, - отметила Татьяна Вежевич.
По ее мнению, такие специалисты не имеют права работать в системе защиты детства. Она напомнила о случае в Иволгинском районе, когда был изнасилован и убит маленький мальчик. Органы опеки знали о складывающей в семье ситуации и не приняли никаких мер, подчеркнула Татьяна Вежевич.
Президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Егорова подчеркнула, что в Бурятии создана уникальная модель работы по защите детства, теперь для республики главными должны стать вопросы качества помощи. Об этом также заявил Баир Бальжиров.