- Главные принципы работы нашей службы – уважение звонящего, доступность – люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации могут позвонить в любое время дня и ночи, а также анонимность и конфиденциальность разговора, – подчеркивает директор республиканского информационно-методического центра Елена Садыкова.
Служба детского телефона доверия в Республике Бурятии появилась в октябре 2009 года. За весь период деятельности в адрес службы поступило поступило 4457 звонков, с начала 2011 года – 1767 звонков.
Ежедневно на телефон доверия поступает 25-30 обращений. Официальная статистика звонков показывает, что в психологической помощи нуждаются не только дети и подростки, но и взрослые. Так, звонки от подростков в возрасте от 10 до 20 лет составляет только 33 процента. Подавляющее число - 49 процентов - звонков поступает от жителей Бурятии в возрасте от 21 года до 40 лет, 18 процентов звонящих в возрасте от 41 года до 60 лет.
- В процентном соотношении звонки от детей и их родителей складываются примерно 50 на 50, – говорит руководитель службы детского телефона доверия Бурятии Елена Кондакова. – В основном звонят дети 13-14 лет, то есть дети, находящиеся в переходном периоде. Также много звонков поступает от подростков 17-ти лет, которые стоят на пороге взрослой жизни.
По словам специалиста, служба телефона доверия располагает обширной базой контактов со всеми государственными службами, поэтому звонящий, по желанию, может получить грамотную консультацию.
Звонки на телефон доверия поступают разные. Например, очень много звонков поступает по вопросу безответной любви. И, по словам консультантов, чаще звонят мальчики, чем девочки. В данном случае специалисты вместе с подростком выстраивают правильное поведение.
В последнее время в Бурятии участились звонки о возможных фактах жестокого обращения с детьми. Звонят соседи, случайные свидетели, родственники.
- Иногда бывает так, что звонящий не хочет, чтобы эти данные передавались в соответствующие органы, – говорит Елена Кондакова. – Например, позвонила бабушка и сообщила, что ее дочь наказывает своего сына за плохие оценки: бьет ремнем, не кормит, не выпускает гулять. Бабушка не хотела, чтобы к ее дочери пришли из органов опеки.
Специалисты службы предложили взаимодействовать с классным руководителем ребенка. Совместно с учителем были разработаны методы воспитания. Мать пересмотрела свое отношение и ребенок стал учиться лучше. Пусть пока на «три» и «четыре», но это в любом случае лучше, чем «два». К тому же эмоциональный фон в семье намного улучшился.
Одни из самых сложных звонков для консультанта – это обращения о суицидальном намерении звонящего. По словам специалиста, звонков по этому факту не было, но сообщалось о возможном намерении самоубийства.
- В этом случае, особенно важно разработать правильную стратегию, чтобы помочь родственникам и друзьям предотвратить суицид, – объясняет консультант. – Время сейчас сложное – всем нужно работать, зарабатывать деньги. Дети накормлены, одеты, ходят в школу и родителям бывает этого достаточно, но они часто упускают из виду, что их дети всегда нуждаются во внимании и заботе. Поэтому очень важно уделять ребенку хотя бы минимум времени на разговор с ним. В развитых европейских странах существует весьма распространенная практика, когда сами родители, заботясь о своем ребенке, дают ему номера телефонов доверия. Потому, что считают, что это – помощь и защита. В нашем обществе, к сожалению, такой практики пока нет. Для того чтобы сознание людей изменилось, нужна информированность о телефонах доверия. Люди должны понимать, что там могут оказать помощь и им самим, и их детям, сообщает Агентство социальной информации Бурятии.