Таким образом, исключена возможность назначения и проведения слушаний об установлении публичного сервитута (здесь - права пользования чужим земельным участком) по инициативе физических лиц. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Галины Тарнуевой.
Она имеет в собственности земельный участок, расположенный в Железнодорожном районе Улан-Удэ. Распоряжением городской администрации в июле 2011 года на её участке был установлен публичный сервитут. В соответствии с ним на участке запланирован проход шириной 0,75 метра. Публичный сервитут был установлен по заявлению трёх физических лиц с учётом результатов публичных слушаний.
В своём обращении в Конституционный суд Бурятии заявительница оспорила конституционность нормативного правового акта, регламентирующего условия и порядок проведения публичных слушаний в городском округе «Город Улан-Удэ». По её мнению, правила положения о публичных слушаниях в городском округе «Город Улан-Удэ», дающие физическим лицам право инициировать проведение публичных слушаний по установлению публичного сервитута, позволяют устанавливать право ограниченного пользования чужим участком не в интересах населения, а в интересах физических лиц.
Конституционный суд республики, рассматривая жалобу заявителя, установил, что в соответствии с Уставом города Улан-Удэ вопрос о проведении общественных слушаний может быть поставлен лишь инициативной группой граждан численностью не менее 50-ти человек, а окончательное решение должен принимать Улан-Удэнский городской Совет депутатов. Такой порядок позволяет избежать нарушений прав собственников, а также ограничения их прав по свободному пользованию принадлежащим им имуществом. Вместе с тем, положение о публичных слушаниях в городе Улан-Удэ, утверждённое решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов, предоставляет возможность обращаться с инициативой проведения публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута физическим лицам.
Таким образом, существует два возможных варианта инициирования публичных слушаний: физическим лицом и инициативной группой. Суд указал, что назначение публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута по заявлению физического лица противоречит Уставу города и федеральному законодательству. Это может повлечь не только нарушение прав собственников земельных участков, но и необоснованные расходы местного бюджета, поскольку муниципальное образование должно компенсировать собственнику земельного участка ограничение его прав свободно пользоваться земельным участком.
Установив, что процедура назначения публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута, предусмотренная в Положении, не отвечает требованиям ясности, определённости и законности правового регулирования, Конституционный суд признал оспоренные нормы названного положения не соответствующим Конституции Республики Бурятия.
В соответствии с Конституцией Республики Бурятия каждый вправе иметь в собственности землю. Это право собственности предполагает свободное владение, пользование и распоряжение имуществом. Вместе с тем, в публичных интересах (интересах неограниченного круга лиц) права собственника могут быть ограничены, в частности, установлением в отношении земельного участка публичного сервитута, когда есть обоснованная необходимость воспользоваться чужим земельным участком, например для прохода или проезда. Публичный сервитут устанавливается представительным органом муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний, сообщает пресс-служба Конституционного суда Республики Бурятия.