Раньше министерству культуры Бурятии не удавалось этого сделать: суды ссылались на то, что точную сумму к взысканию можно будет высчитать только по результатам спасательных работ.
В 2009 году в Джидинском районе Бурятии были разрушены одиннадцать могильников догуннского периода, возведённые во втором и первом тысячелетиях до н.э. Разрушителя нашли и наказали, однако получить с его работодателя деньги на спасение памятника археологии местному министерству культуры не удавалось до сих пор.
Как оказалось, памятник был разрушен по вине бульдозериста Хороших, который решил использовать щебень, составляющий основу курганов, для строительства фильтрующей дамбы – изначально для этого предназначался расположенный неподалеку карьер, однако, по словам самого бульдозериста, добывать из него камень было невозможно.
Могильники (керексуры) же располагались всего в 60-ти метрах и не были огорожены или помечены.
- Если мы обозначим указателем археологический памятник, то дадим потенциальным грабителям сигнал: «Копайте здесь», — говорит эксперт республиканский службы государственной охраны памятников Владимир Конев. — Ведь они думают, что в захоронениях находится золото и серебро.
В итоге самого бульдозериста приговорили по ч.2 ст. 243 УК РФ, а специально созданная комиссия установила, что восстановить утраченные керексуры невозможно, но необходимо провести спасательные работы по изъятию археологических находок, и подсчитала, во сколько это обойдётся. 2,8 миллиона рублей по смете было решено взыскать через суд с ООО «Мелиоратор», работодателя бульдозериста Хороших.
Арбитражный суд Республики Бурятия отказал министерству, сославшись на то, что сумма взыскания предположительна (она была высчитана по специальному сборнику цен на научно-проектные работы) и не может рассматриваться как фактический размер ущерба.
Стоимость разрушенных керексуров не определена, восстановлению в натуре они не подлежат, посчитал суд. Он указал также, что подсчитать точную сумму взыскания можно только после проведения спасательных работ. Четвёртый арбитражный апелляционный суд и ФАС Восточно-Сибирского округа согласились с такой позицией.
В то же время, как сказала на заседании судья-докладчик Юлия Горячева, п.2 ст.15 ГК РФ понимает под убытками, в том числе, неполученные доходы – то есть, «кодекс прямо предусматривает возмещение убытков в виде будущих расходов, необходимых для восстановления нарушенного права». Кроме того, статья 61 закона об объектах культурного наследия прямо указывает на обязанность возместить стоимость восстановительных работ.
Министерству культуры Бурятии удалось одержать победу: все предыдущие судебные акты Высший арбитражный суд отменил и постановил взыскать затребованную сумму полностью, сообщает «Право.ру».