О переименовании президента в главу
- Должен подчеркнуть, что принят федеральный закон, который предусматривает переименование должности президента на другое название. В нашем случае мы пришли к выводу, что будет не президент республики, а глава. И вопрос переименования не надо откладывать. Дело в том, что переименование фактически состоится лишь после окончания срока полномочий нынешнего президента. Полномочия истекают в июне 2012 года.
А если мы сейчас принимаем такое решение, переименуем, то у нас будет время привести все нормативные акты в соответствие новому названию. Это около сотни нормативных актов, в которых содержится слово «президент». Процесс длительный, требует большого внимания, координации. К 2012 году будущий Глава будет работать в ситуации, когда все документы будут готовы. Вот по этим соображениям мы и принимаем это решение сейчас.
О школьных нормативах
- Этот серьезный закон, который готовится правительством, было решено не рассматривать на нынешней сессии. Мы вместе с правительством пришли к выводу, что закон надо доработать. Дело в том, что если его принять в таком виде, то несколько районов окажутся в невыгодном для себя положении. Оплата труда учителей сейчас может отличаться от района к району. Иногда получились очень несправедливые моменты. Не берусь судить, каким образом произошел когда-то перекос. Мы и правительство считаем, что необходимо эту несправедливость исправлять. Еще поработаем над этим вопросом – документ касается очень большого круга учителей, рисковать мы не должны.
Еще должен подчеркнуть, что Владимир Владимирович Путин предложил очень серьезные дополнительные меры для образования. В том числе обещано увеличение заработной платы учителям на 30 процентов к первому сентября этого года. Если это будет осуществлено, то придет документ, к нему федеральные деньги, и мы снова вынуждены будем собираться и решать вопрос о распределении этих средств. Поэтому, чтобы увязать два этих вопроса, рассмотрение законопроекта было отложено до июньской сессии.
О налоговых льготах
- На обсуждение в Хурал поступил вопрос об отмене ряда налоговых льгот. Закон очень много обсуждали на комитетах Народного Хурала и в совместных рабочих группах с Правительством. Затем пришли к выводу, что этот закон нужно принять в другом виде.
Во-первых, решено не снимать льготу по налогу на имущество для бюджетных организаций и дополнительно включаем казенные учреждения. Какой смысл заставлять платить эти организации налог в бюджет, если они на выплату попросят деньги в бюджете же? Переливать из одного кармана в другой… Мы пришли к выводу, что это нецелесообразно.
Во-вторых, мы оставили практически все льготы для предприятий. И по малому бизнесу и по крупному. Это сохранение льгот по упрощенной системе налогообложения и налогу на прибыль. Надо поддерживать и поощрять прибыльные предприятия.
Согласились с президентом РБ признать утратившим силу предоставления льгот для законсервированных и ликвидируемых шахт. Сняли льготу по налогу на имущество РЖД в части пригородного электротранспорта (стоимости подвижного состава). Вместе с тем хочу отметить, что достигнута договоренность с РЖД и повышения цен на проезд в электричках не будет.
О главных стройках
- Мы постоянно поднимаем перед правительством вопрос о строительстве крупных объектов. В частности, дорога до Курумкана – это стратегическая дорога для Бурятии. В прошлом году на декабрьской сессии на правительственном часе мы и потребовали у министра Козлова взять этот вопрос на особый контроль. В этом году работа должна идти быстрее, чем в прошлом. Сейчас, я подчеркну, государственное финансирование идет гораздо лучше. Каких-либо срывов, повторения прошлогодней ситуации не должно быть.
По другим объектам мы также постоянно рассматриваем эти вопросы. С рядом фирм контракты разорваны. Вообще Народный Хурал очень строго спрашивает с правительства по этим стройкам.
О поддержке многодетных семей
- Принято решение помочь жильем семьям, в которых 7 детей и больше. Почему именно таким семьям? Это вопрос экономики. Мы должны жить по средствам. На сегодняшний день республика может помочь только таким семьям. Я должен сказать, что таких семей не очень много. Но это обязательство бюджет может выполнить, поддержать хотя бы такие семьи.
Но, хочу отметить, этот норматив о поддержке многодетных семей, то, что помогаем именно семьям с семью детьми, он непостоянный. Мы с огромной радостью, когда будет возможность, введем помощь для семей с шестью детьми. А когда экономическая ситуация станет лучше, с пятью.
Но и для семей, где детей трое или больше будет помощь уже сейчас. Мы принимаем закон о бесплатном предоставлении земельных участков.
Об объединении населенных пунктов
- Жизнь подталкивает многие поселки проводить референдумы об объединении с соседями. Речь не идет о физическом объединении, конечно. А лишь об административном. Экономика сейчас на первом месте. И поселения научились считать деньги. Содержать в двух маленьких селах огромную административную машину – сложно. Поэтому села объединяются, увеличивают свой бюджет, сокращают административный аппарат. Мы поддерживаем такие начинания.
О двухтысячелетии Улан-Удэ
- Эта идея не кажется мне сильно обоснованной. Вести летоисчисление нынешней столицы Бурятии от Гунского городища было бы неправильно. Но с точки зрения исторического памятника Гунское городище конечно нужно развивать. Эту часть идеи я поддерживаю. Этот памятник должен играть свою роль для привлечения туристов. Несомненно. Я считаю, что город должен заняться этим вопросом, разобраться с историей, облагородить. Но это не только городской проект, он будет работать на всю Бурятию.
К 2017 году у нас запланировано, что Бурятию будет посещать до 2 миллионов туристов в год. И этот памятник истории поможет развитию туризма, чтобы гости приезжали, им было на что посмотреть и чему удивиться. С этой точки зрения Хурал поддержит все инициативы, это серьезный и нужный проект. Но, вот, насчет удлинения истории на 2000 лет, тут вопрос, конечно, спорный.
Об ограничении доступа в лес
- Принимается закон об ограничении посещений лесных угодий. Это связано с лесными пожарами. Для нас, для Бурятии это огромный бич. Если у нас все сгорит, ни туристам, ни нам самим не на что будет смотреть. Сейчас еще не кончился апрель, а 3 тысячи гектаров леса уже сгорело.
Теперь на пожароопасный период главам районов будет дано право ввести запрет на посещение леса. Никто кроме лесников, которые тушат лес, и людей, которые занимаются заготовкой леса, не вправе находится там. А если зайдет, на такого человека будет наложен достаточно серьезный штраф. Раньше, кстати, запреты тоже были, но санкций не предусматривалось. Теперь это упущение исправлено.
Конечно, многие будут недовольны тем, что не смогут, например, выехать в лес на пикник. Не все же люди ходят по лесам и устраивают пожары. Но все должны понимать, ситуация настолько серьезная, что требует некоторых строгих мер. Подсчитано, что 90% лесных пожаров возникает по вине людей. И если не ввести жесткие ограничения у нас просто сгорит все. Этот запрет в совокупности с увеличением финансирования противопожарных служб поможет решить проблему.
О международном сотрудничестве
- Народный Хурал наладил связи со всеми со соседями: с Иркутским законодательным собранием, Читинской областной Думой, с Великим Хуралом Монголии.
Мы живем в одном экономическом пространстве с соседями. Деловые экономические связи день ото дня растут. Для того, чтобы сотрудничество крепло, нужно принимать много законов, причем делать это следует сообща. Чтобы регулирование смежных вопросов происходило в одном согласованном ключе. Это можно назвать правовым сопровождением экономики. Вот, например, с селенгинским аймаком Монголии. У нас много общих вопросов с этим районом Монголии. А главный, конечно же, – река Селенга. Чтоб река не загрязнялась, чтоб ее использование шло на пользу всем. А то иной раз возникают идеи построить в верховьях гидростанции, водохранилища… Очень много вопросов для работы.
Об авторитаризме
- Некоторые депутаты указывают на некоторый авторитарный стиль работы. Не могу с этим согласиться. Да, работая в органах прокуратуры, у меня был такой стиль. В прокуратуре и не может быть другого. Я сознательно ушел из органов прокуратуры в политику. Возможно, первое время работы в Хурале я еще не совсем перестроился, чем и вызвал критику в свой адрес. Но прошло уже четыре года, и я скажу, что полностью перестроился для работы в учреждении с демократическим принципом принятия решений.
Единственное, что во мне осталось от прокурора – строгое следование закону. Регламент Хурала – это закон, и его надо соблюдать. Иногда депутаты, выступая, впадают в политический задор, отклоняются от заявленной темы. Это нарушение регламента. А я как спикер должен следить за регламентом. Тогда я, конечно же, говорю, что регламент нарушен, иногда прерываю депутата. Может быть, за это меня называют авторитарным, за строгое соблюдение регламента? Но, ведь, закон надо соблюдать.