Напомним, инспекционная поездка Бурятию уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Павла Астахова состоялась в конце октября. Во время визита в Бурятии был найден ряд недостатков. В частности, Павлом Астаховым были отмечены рост числа преступлений среди несовершеннолетних, один из самых высоких в стране уровней детских суицидов и недостаточное обеспечение детей-сирот жильём.
- У меня, скажу вам честно, сложно получить хорошую оценку. Если оценивать систему, а не ситуацию, я бы вам поставил удовлетворительно с маленьким плюсиком. Система создана и начала работать Плюсик – такой аванс на будущее, - заявил уполномоченный по правам ребёнка на итоговом совещании в Улан-Удэ.
Вчера, во время прямого эфира Вячеслав Наговицын представил своё видение поставленной «тройки»
- В личной беседе со мной Павел Алексеевич сказал, что он достаточно высоко оценивает проделанную работу и состояние дел в целом. Он отзвонился после Читы и сказал, что если сравнивать Бурятию с Читой, мы на две головы выше, с чем нас и поздравил. А оценки «три с плюсом» я полагаю, выше не может быть вообще ни у кого. В стране скопилось очень большое количество нерешённых проблем по детям-сиротам. Каждый субъект «варится в своей каше», каждый раз на что-то не хватает денег. Каждый раз что-то недофинансируется. Конечно, «три с плюсом» - это самая высокая оценка. По созданной у нас системе Павел Астахов достаточно высоко оценил республику и думаю, выставил неплохую оценку. Это не двойка, которые нахватали другие регионы, - подчеркнул Вячеслав Наговицын.
По его словам, после введения института уполномоченного по правам ребёнка существенно выросло финансирование соответствующих социальных программ.
- Мы в первый раз мы получили на условиях софинансирования 115 миллионов рублей на предоставление жилья детям. А в 2007 году, когда я только пришёл в республику, эта сумма составляла всего пять миллионов рублей. Потом мы из пяти сделали 30 миллионов, потом – 80. В этом году выделено уже 115 миллионов рублей. И если эта программа будет продолжена, мы через три года эту проблему вообще закроем, - заявил Вячеслав Наговицын.
Коснулся он и получившего широкий общественный резонанс скандала с министром соцзащиты Бурятии Натальей Хамагановой. На заседании правительства Павел Астахов предложил министру «набраться мужества и уйти в отставку». Заявление прозвучало из-за того, что во время посещения Баянгольского детского дома-интерната Наталья Хамаганова назвала умственно отсталых детей «безнадёжными». Позже Павел Астахов заявлял, что, если не добровольной отставки не произойдёт, он будет лично этого добиваться.
- В Баянгольском доме-интернате шесть лет детишек не ставили на очередь. Конечно, это неправильно. По законодательству, у них должно быть либо закреплённое жильё от родителей, либо социальное жильё. Это грубое нарушение и, конечно, будут предприняты меры. Нами сейчас создана комиссия, которая разбирается, почему это стало возможным. Это нормально, что прошла проверка и есть замечания, по которым мы, конечно, отреагируем, - сообщил президент Бурятии, отметив, что решение о возможных кадровых перестановках будет принято после опубликования вывод комиссии.
Между тем в 2010 году похожий случай произошёл в Карелии. Павел Астахов во время инспекции обратил внимание на плохие бытовые условия в социальных учреждениях, на что местный министр здравоохранения Эльмира Зильбер ответила, что она была в одном из учреждений месяц назад и не выявила недостатков. После критики Астахова министр подала в отставку.