Напомним, громкое требование было сделано фракцией КПРФ в начале декабря на 25-й сессии Народного Хурала. На ней министр культуры должен был представить доклад о работе театров. При этом вопрос едва не был снят с повестки дня из-за того, что Тимур Цыбиков прислал вместо себя заместителя.
К окончанию «правительственного часа» стала ясна причина, почему фракция КПРФ настаивала на личном присутствии министра культуры Тимура Цыбикова на сессии.
После выступления заместителя министра Сергея Добрынина на трибуну поднялся лидер коммунистов Вячеслав Мархаев, который заявил, что «пора остановить процесс деградации учреждений культуры».
В его выступлении критике подверглись практически все сферы театральной деятельности, в том числе были подняты вопросы недостаточности финансирования отрасли, нехватки рабочих мест для выпускников театральных учреждений образования, сокращения в самих театрах.
Сегодня в рамках правительственного брифинга министр культуры впервые выступил с публичным заявлением по поводу обращения коммунистов.
- Позитивно, конечно, я относиться к этому не могу, - подчеркнул Тимур Цыбиков. – Мои оппоненты традиционно выступают, когда меня нет в городе. Все знают, что в декабре я нахожусь в очередном отпуске.
По его словам, представленная информация является «некорректной».
- Говорят, что сокращаются расходы на культуру. В нынешней ситуации об этом говорить по меньшей мере невозможно. Финансирование наших театров составляет в этом году 230 миллионов рублей. В следующем году запланирован рост на 42 процента, и финансирование составит 328 миллионов – это только на наши театры.
Отверг министр и обвинения коммунистов в низкой зарплате артистов. Ранее звучали обвинения, что в среднем она составляет семь-восемь тысяч рублей.
- Таких зарплат у нас нет. Да, зарплаты небольшие – артисты получают в среднем 11-12 тысяч рублей. У режиссёров, постановщиков она составляет 15 тысяч рублей. Понятно, это средние цифры, у кого-то больше, у кого-то меньше, но говорить о тех цифрах нельзя, - подчеркнул Тимур Цыбиков.
Он также отметил, что в 2012 году в Бурятии будут учреждены гранты для театров. Их финансирование составит четыре миллиона рублей.
- Нас обвиняют в том, что мы селу не уделяем внимание. А в этом году у нас утверждена программа «Сохранение и развитие культуры». По ней на село ежегодно будет выделяться порядка 27-ми миллионов рублей на поддержку народных коллективов и библиотеки, - сообщил министр.
Больше всего в заявлении коммунистов министра затронуло обвинение в снижении поступлений в бюджет от театров. По словам Тимура Цыбикова, это не является показателем снижения доходов учреждений.
- Доходы учреждений повышаются, но их не видно в бюджете. Это связано с тем, что у нас почти все республиканские учреждения работают в статусе автономных учреждений, и их доходы не являются средствами бюджета, - подчеркнул он.
За три года, по официальным данным, доходы объектов культуры выросли в 2,5 раза.
- Оппоненты говорят, что доходы составляют 10 миллионов. Но у нас только театры зарабатывают 40 миллионов, - отметил Тимур Цыбиков.
Ранее на обвинения коммунистов ответил бывший худрук оперного театра Антон Лубченко. Именно его Вячеслав Мархаев привёл в пример «деградации».
- Я думаю, что серьёзным таким примером является Антон Лубченко. Он получал немалые деньги, но когда он уехал из республики, сказал, что здесь живут только одни быдла и животные. Это один из примеров звеньев кадровой политики. Поэтому фракция и многие профессионалы из сферы культуры, театралы, считаем, что Тимур Цыбиков – не специалист в области культуры и, конечно же, требуем его отставки, - заявлял тогда лидер коммунистов Бурятии.
Практически сразу после выступления коммунистов Антон Лубченко высказался в комментариях одного из интернет-сайтов Бурятии. В том числе маэстро ответил и по претензиям на свою зарплату.
- А насчёт кормушки - по вашей психологии у вас наверное и дворник, и министр, и худрук, и артист - все должны получать как дворник. Я не хочу умалить труд дворников, но всё же немножко разные нагрузки.
Насчёт ваших пресловутых 1.5 миллионов - вы конечно мне пакость сделали: надо мной теперь вся Москва смеётся. «Что ты там, - говорят, - делал за 50.000 рублей в месяц??!!». Кто-то там что-то слышал про какую-то деревню и «капусту»?? Что вы называете капустой? Мой гонорар за музыку к одноактному спектаклю на Западе составляет 20.000 долларов США (600.000 рублей). Любому кто пожелает полюбопытствовать могу предъявить соответствующий документ. Поверьте, мне гораздо проще было написать два спектакля и жить себе спокойно (правда на 1.200.000 вряд ли можно прожить год в Москве), а не разгребать ваши Авгиевы конюшни, - писал Антон Лубченко.
По его словам, «всё, что есть позитивного в Оперном театре» - это решения или их последствия, которые были разработаны» лично Антоном Лубченко.
- А за то, чтобы Республика не ударяла в грязь лицом, дорогие мои, иногда тратиться надо. И на хореографа пришлось потратиться, а как же! Если ехать в Большой театр. Единственные позитивные рецензии в Федеральной московской прессе получили именно балеты, а не правительственный концерт! Кстати, гастроли в Большой театр состоялись тоже только благодаря исключительно мне и моим друзьям. Это всё как-то у вас принято замалчивать. Как и многое другое: конкурс вокалистов в том же Большом, недавний приезд немецкого спонсора в Бурятию, - писал Лубченко.
По его словам, республика до сих пор использует результаты его трудов за прошлый сезон. Среди своих достижений он называет то, что ему удалось комплектовать оркестр до минимального состава исполнителей, заставить коллектив работать, обеспечить постоянную работу профессионалов с ним, вызвать к театру неподдельный интерес. В частности, это приглашение западного хореографа мировой величины Питера Куанца для постановок новых балетов для театра.
Среди результатов также упоминается повышение зарплат у оркестрантов, наведение порядка в некоторых административных структурах театра и другое.