Бурятии посоветовали не брать коммерческие кредиты
Экономика,
16.02.2017 14:49.
Аналитики предвещают регионам замену бюджетных кредитов коммерческими и рекомендуют облигации
Бурятию отметили в числе регионов, финансовое состояние которых не способствует наращиванию дорогих коммерческих кредитов. В этот список попали также Тамбовская, Псковская, Кировская, Ульяновская области, Пермский край (предоставлявший предприятиям максимальные льготы по налогу на прибыль и в двадцать раз нарастивший объем бюджетных кредитов), республики Коми, Хакасия, Еврейская АО. Об этом сообщили в Ассоциации российских банков. Также издание отмечает, что бюджетные кредиты стали использоваться регионами для рефинансирования рыночного долга и прогнозирует, что в ближайшие два года банковские кредиты регионов должны быть значительно перекрыты облигационными займами.
Впервые за пять лет бюджетные кредиты регионов России были направлены на рефинансирование долгов, а не на финансирование дефицитов бюджетов. На конец 2016 года (впервые с 2011-го) задолженность регионов перед банками стала меньше, чем задолженность перед федеральным бюджетом. Совокупный банковский долг регионов снизился на 157 млрд рублей. При этом не все регионы заместили рыночный долг бюджетным. К ним, в частности, относятся регионы с неустойчивым финансовым положением.
Но в 2017 году структура госдолга снова изменится. Регионами будет возвращено больше бюджетных кредитов, чем выдано, поскольку подошёл трёхлетний срок возврата бюджетных кредитов, выданных в 2017 году. К тому же остаётся необходимость финансировать бюджетный дефицит. К концу 2019 года доля рыночного долга в структуре заимствований может составить 80%.
Банковские кредиты продолжают оставаться наиболее востребованным рыночным инструментом финансирования дефицита. С 2013 года их объем более чем вдвое превышает объем государственных ценных бумаг в структуре долга регионов. Но размещение облигаций выгоднее как по стоимости заимствования, так и по сроку. В течение трех-пяти лет регионы смогли бы перевести в облигации текущий долгосрочный банковский долг и замещаемый объем бюджетных кредитов.
Что и рекомендуют регионам аналитики. Даже закредитованным субъектам более длинные долговые бумаги обходятся дешевле коротких банковских займов. Потенциальная экономия составит 2–3% от стоимости обслуживания долга в год.
В противном случае, при снижении доли бесплатных бюджетных кредитов рост процентных расходов неизбежен. Это негативно повлияет на кредитное качество российских регионов. Но в случае выхода на рынок облигаций регионам удалось бы частично нивелировать этот эффект, сэкономив на обслуживании долга.
Остаётся также вариант реструктуризации бюджетных кредитов. Например, в 2015 году были пролонгированы выданные в 2011 году бюджетные кредиты на строительство и содержание автомобильных дорог. Период их погашения изменился на 2025–2034 годы.
Возврат бюджетных кредитов рассматривается пока как маловероятный, поскольку их финансирование не предусмотрено годовым бюджетом страны. С другой стороны, это один из источников финансирования дефицита федерального бюджета. И если федеральный бюджет сможет отказаться от такого источника объемом 250–300 млрд рублей в год, резкого нарастания доли рыночных заимствований может не произойти.
Бурятию отметили в числе регионов, финансовое состояние которых не способствует наращиванию дорогих коммерческих кредитов. В этот список попали также Тамбовская, Псковская, Кировская, Ульяновская области, Пермский край (предоставлявший предприятиям максимальные льготы по налогу на прибыль и в двадцать раз нарастивший объем бюджетных кредитов), республики Коми, Хакасия, Еврейская АО. Об этом сообщили в Ассоциации российских банков. Также издание отмечает, что бюджетные кредиты стали использоваться регионами для рефинансирования рыночного долга и прогнозирует, что в ближайшие два года банковские кредиты регионов должны быть значительно перекрыты облигационными займами.
Впервые за пять лет бюджетные кредиты регионов России были направлены на рефинансирование долгов, а не на финансирование дефицитов бюджетов. На конец 2016 года (впервые с 2011-го) задолженность регионов перед банками стала меньше, чем задолженность перед федеральным бюджетом. Совокупный банковский долг регионов снизился на 157 млрд рублей. При этом не все регионы заместили рыночный долг бюджетным. К ним, в частности, относятся регионы с неустойчивым финансовым положением.
Но в 2017 году структура госдолга снова изменится. Регионами будет возвращено больше бюджетных кредитов, чем выдано, поскольку подошёл трёхлетний срок возврата бюджетных кредитов, выданных в 2017 году. К тому же остаётся необходимость финансировать бюджетный дефицит. К концу 2019 года доля рыночного долга в структуре заимствований может составить 80%.
Банковские кредиты продолжают оставаться наиболее востребованным рыночным инструментом финансирования дефицита. С 2013 года их объем более чем вдвое превышает объем государственных ценных бумаг в структуре долга регионов. Но размещение облигаций выгоднее как по стоимости заимствования, так и по сроку. В течение трех-пяти лет регионы смогли бы перевести в облигации текущий долгосрочный банковский долг и замещаемый объем бюджетных кредитов.
Что и рекомендуют регионам аналитики. Даже закредитованным субъектам более длинные долговые бумаги обходятся дешевле коротких банковских займов. Потенциальная экономия составит 2–3% от стоимости обслуживания долга в год.
В противном случае, при снижении доли бесплатных бюджетных кредитов рост процентных расходов неизбежен. Это негативно повлияет на кредитное качество российских регионов. Но в случае выхода на рынок облигаций регионам удалось бы частично нивелировать этот эффект, сэкономив на обслуживании долга.
Остаётся также вариант реструктуризации бюджетных кредитов. Например, в 2015 году были пролонгированы выданные в 2011 году бюджетные кредиты на строительство и содержание автомобильных дорог. Период их погашения изменился на 2025–2034 годы.
Возврат бюджетных кредитов рассматривается пока как маловероятный, поскольку их финансирование не предусмотрено годовым бюджетом страны. С другой стороны, это один из источников финансирования дефицита федерального бюджета. И если федеральный бюджет сможет отказаться от такого источника объемом 250–300 млрд рублей в год, резкого нарастания доли рыночных заимствований может не произойти.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 06.05.2024
Муниципальные учреждения культуры организовали музыкальные концерты для ветеранов Великой Отечественной
Общество, 06.05.2024
Косолапый даже не обратил на них внимание