Итальянская La Stampa: СССР планировал мега-комбинаты на Байкале

Экономика,  30.04.2013 11:01.
Американские учёные планировали наводнения и пожары, чтобы нанести поражение Советскому Союзу, пишет Паоло Мастролилли в статье, опубликованной в итальянской газете La Stampa. Его перевод представляет Inopressa

- Над подобными планами в годы холодной войны трудились учёные, разрабатывая стратегическую концепцию environmental warfare, воздействие на природную среду в военных целях. В мае выйдет книга историка Джэкоба Дарвина Хамблина «Вооружить мать-природу», в которой описываются самые страшные сценарии, сравнимые со сценариями фильмов-катастроф, - сообщает издание.

- Первым задумался над возможностями климатического оружия президент Эйзенхауэр в то время, когда СССР запустил на земную орбиту спутник. Была создана специальная комиссия под руководством капитана ВМС Ховарда Орвилла, которой было поручено изучить потенциальные возможности природы как оружия. Эту инициативу поддержали в НАТО в 1960 году. После запуска спутника американцы были убеждены, что Советский Союз работает над созданием оружия для тотальной войны: космическим, ядерным, биологическим, химическим и экологическим. Поэтому американцы приступили к разработке ответных мер: покрыть черной субстанцией поверхность льдов, чтобы спровоцировать наводнения и так далее, - пишет автор статьи.

- Обсуждались варианты цунами, выведения из строя средств связи при помощи радиации, взрывов в атмосфере для порождения пожаров и ураганных ветров. Но перед лицом громадных потенциальных разрушений учёные и военные сказали «нет», - отмечает издание.

Тему использования природы в военных целях продолжила Анна Зафесова в статье, напечатанной в том же издании.

- Для страны, которая использовала атомные бомбы для открытия нефтяных месторождений, экология была последней заботой, - пишет журналистка.

- В Советском Союзе разрабатывались планы изменения направления течения рек, строительства на Байкале мега-комбинатов по производству бумаги. Таяние льдов казалось хорошей идеей для того, чтобы заселить большие освободившиеся территории. Диссиденты в те времена подозревали, что Москва провоцировала землетрясения на Кавказе для наказания восставших вассалов, - пишет корреспондент.

- Эти проекты так и не были реализованы, по причине невозможности или из-за протестов научной общественности. (...) В настоящее время можно говорить лишь об одном эксперименте по оказанию влияния на природу: подвергать бомбардировке облака, чтобы не допустить сильных осадков в дни, когда проходят парады, - отмечается в материале.

Житель Бурятии устроил пожар на своём участке