Франзузская «La Croix»: В Бурятию возвращается степная культура

Франзузская «La Croix»: В Бурятию возвращается степная культура
Общество,  24.01.2017 10:36. Фото:Валерий Митяшов, для Baikal-daily.ru
Журналист французской газеты «La Сroix» Оливье Таллес подвёл итоги своего летнего путешествия в Бурятию

Как сообщал «Байкал-Daily», он посетил республику в июне 2016 года. В серии статей будет рассказано о том, как живётся сегодня в России представителям коренного населения национальных республик и регионов. «Героиней» одной из них стала Бурятия. За время своего визита он встретился с министром культуры Тимуром Цыбиковым, побывал на молебне в Заиграевском районе, пообщался с простыми жителями. Оливье Таллеса «взяла оторопь» после встречи с сельскими жителями Бурятии, заговорившими с ним по-английски «чуть ли не с оксфордским акцентом». 

В статье под названием «Бурятия: возвращение степной культуры», переведённой «Иносми», журналист рассказал о современном мире «кочевников», о взаимопонимании буддизма и православия: 

Лучи восточного солнца заливают священную гору. Ветер развевает полотна, вознося ввысь буддистские изречения. Ритуал начинается. Около сотни деревенских жителей с азиатскими чертами лица в благоговейной тишине вслушиваются в молитвы монахов в шафрановых одеждах. Вокруг белой, как мел, ступы выставлены ожидающие благословения сладости, выпечка и водка. Пищу разделят вечером с родственниками и друзьями. Часть оставят здесь как приношение богам и диким животным.  

Церемония завершилась, и запахло водкой. Взяв бутылку в руки, верующие орошают степи Бурятии (эта обширная республика Российской Федерации расположена у границ Монголии) в качестве дара богам по старой традиции, происхождение которой сегодня давно забыто. Обряд совершен. Священную гору окутывает тишина. Некоторые продолжают праздник в селе Ацагат. Хижины, храм и мишени для стрельбы из лука — это настоящий этнографический парк для бурят, которые хотят приобщиться к фольклору.

Одетые в шелка женщины рассказывают легенды о волках потомкам кочевых народов, которые обосновались в этом уголке Сибири в VI веке. Людмила Миетева — старшая в группе. Она приехала сюда из Иркутска, столицы соседней республики. Вышедшая на пенсию библиотекарь сшила свой костюм по старым книгам. «За советский период почти все было забыто», — говорит она.

Время кочевников прошло

В 1930-х годах регион, которому удалось сохранить традиции в царские времена, столкнулся с ужасами сталинского террора. Интеллигенцию расстреливали, монахов депортировали, храмы рушили, кочевников заставляли вести оседлый образ жизни, а бурятский язык, буддизм и шаманизм оказались под запретом. Освободившись от ярма коммунизма, буряты ходят в храмы, проводят церемонии, вспоминают язык и ездят без виз к соседям-монголам, которые живут по ту сторону южной границы.

Они формируют новое самосознание, которое отличается как от российского, так и того, что было у их предков. Писатель Алексей Гатапов считает этот процесс слегка неестественным: «Мир, который я знал в детстве, мир охоты, духов и природы, погиб в конце 1960-х годов. Я пытаюсь передать обычаи детям. Например, учу их, что перед тем, как зайти в лес, нужно вылить на землю немного воды. Они слушают, повторяют, но не понимают, зачем это нужно». Времена кочевников прошли.

Взаимопонимание буддизма и православия

В степных поселениях на смену юртам пришли деревянные дома. В Нарын-Шибире скотоводы Тамара и Галсан проводят нас в обставленную в западном стиле гостиную с большим телевизором и компьютером. С помощью интернета они общаются с сыном, который учится на юридическом факультете в столице республики Улан-Удэ. В 4 000 километров от Москвы они внимательно следят за европейскими новостями. «Французским фермерам действительно сложно из-за российских санкций?» — спрашивает Галсан, крестьянин с резкими чертами лица.

В углу дома они обустроили буддистский алтарь с фотографией Далай-Ламы. Родители Тамары были (не особенно верующими) православными, отсюда и ее русское имя. «В детстве все, что имело хотя бы отдаленное отношение к буддистской культуре, находилось под запретом, — вспоминает она. — В буддизм я обратилась уже после распада СССР». Сейчас она отмечает полнолуния в тибетском календаре и обращается к ламам, когда нужно принять важное решение.

У дверей Азии буддизму и православию свойственно взаимопонимание. Нередко бывает, что бурят может посетить за один день ламу, шамана и священника. «Повсюду строятся храмы, но большинство людей не в состоянии назвать три главных принципа Будды, — улыбается министр культуры Тимур Цыбиков, социолог по образованию. — Сегодня приобщение к религии Далай-Ламы — это прежде всего способ заявить о своем национальном самосознании». Дело в том, что, по словам министра, бурят в их собственной республике сейчас меньше, чем русских.

Врата Азии

Однако Улан-Удэ заставляет усомниться в точности официальной статистики. Европейские лица встречаются нечасто. У иностранца, который приземляется в этом городе с четырехсоттысячным населением после шестичасового перелета через пять часовых поясов, сразу же возникает вопрос, не занесло ли его по ошибке в Монголию. Японские праворульные машины главенствуют на дорогах, вдоль которых выстроились современные дома с неуловимо азиатскими очертаниями. Повсюду, от кафе до театров, местный язык соперничает с русским.

Бурятский академический театр не испытывает нехватки в артистах и аудитории. Актер Баста Цыденов — его главное лицо на афишах. Сын колхозника, дворник в Москве, массажист, режиссер-постановщик — вся его жизнь представляет собой метания между русской и бурятской цивилизациями, Достоевским и степной поэзией, рационализмом и миром духов. «Я — гражданин Сибири, а монголы — мои братья», — говорит мягким голосом лауреат престижной монгольской премии.

Улан-Удэ заслуживает статуса врат Азии. По обеим сторонам границы люди и товары беспрепятственно идут по бывшему чайному пути, чтобы пообщаться с родственниками или сделать покупки в зависимости от курса рубля. Страна Чингисхана сейчас в моде среди бурят. «У нас имя завоевателя украшает витрины ресторанов, которые подают монгольские блюда и показывают фильмы с конными лучниками, степными пейзажами и кочевыми песнопениями».

«Не русские и не монголы»

«Где типично русские рестораны?» — спрашивает эколог Андрей Бородин. Он родился в семье бурятки и казака. Его семья тоже смешанная. Сам он ощущает себя советским гражданином. Мода в одежде, СМИ, рекламные афиши, фестивали — весь этот подъем «монгольской культуры», по его словам, контрастирует с отсутствием интереса к славянским традициям.

Однако Бурятия — не Чечня, и у русских пока что нет никаких причин для отъезда. «Отношение двух общин беспроблемные», — отмечает журналист Аркадий Зарубин. У восточных рубежей России на смешанные пары приходится треть всех семей. И даже самые большие бурятские патриоты, по возможности, отправляют детей учиться в Москву или Санкт-Петербург. Политика и сепаратистские идеи тут мало кому интересны.

Специалист по восточной истории Николай Цыремпилов рассказывает о страданиях своего народа: «Принудительный коллективизм вчера, стереотипы и расизм по отношению к азиатам сегодня — все это оставило след в нашем сознании. Теперь мы не русские и не монголы. Мы — мост между двух культур».

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Бурятии некоторые медики остались без увеличенных спецвыплат
Общество, 06.05.2024
Они не дождались надбавок в 30 тысяч рублей
В Бурятию доставили Благодатный огонь
Общество, 06.05.2024
Святыню встретили в Свято-Троицком храме в Улан-Удэ
Общество, 06.05.2024
Косолапый даже не обратил на них внимание
Улан-удэнцев штрафуют за собак и за парковку на газоне
Общество, 06.05.2024
Административная комиссия собралась 3 мая
В нацпарке в Бурятии экотропы обработали от клещей
Общество, 06.05.2024
Посетителям не советуют сходить с троп во время прогулок
В Улан-Удэ кадеты приняли присягу
Общество, 06.05.2024
Росгвардейцы проводят патриотические мероприятия для детей
Улан-удэнцев просят «войти в ситуацию» по долгому отключению горячей воды
Общество, 06.05.2024
В Советском районе продолжат масштабную реконструкцию теплосетей
Половина улан-удэнцев назвали английский язык самым нужным для карьеры
Общество, 06.05.2024
А вторым по востребованности оказался китайский
Улан-удэнцев накормят солдатской кашей в честь Дня Победы
Общество, 06.05.2024
Отведать её горожане смогут в центре города и трёх парках
В Бурятии ожидается тёплая погода
Общество, 06.05.2024
Правда, местами прогнозируют небольшой дождь и ветер
Жителей Бурятии предупредили об угрозах детям в Интернете
Общество, 06.05.2024
В МВД рассказали, какие опасности подстерегают их в Сети
Советский район Улан-Удэ останется без горячей воды на всё лето
Общество, 06.05.2024
Появился полный график отключений воды на лето
Уроженка Бурятии не смогла стать звездой шоу на федеральном канале
Общество, 06.05.2024
Викторию Орбодоеву обошла исполнительница из Дагестана
В Улан-Удэ продолжают устранять засоры
Общество, 06.05.2024
За неделю специалисты ликвидировали ещё 46
В Улан-Удэ с раннего утра перекроют центральные улицы
Общество, 06.05.2024
На главной площади города отрепетируют парад Победы

^